Минобразования должно было бы изучить образовательную систему Национального университета "Киево-Могилянская академия" и распространить ее опыт на всю сферу высшего образования. Об этом сказано в обращении ректора Украинского католического университета (УКУ) о. Бориса Гудзяка. Об этом сообщили в отделе связей УКУ.
"Сообщество УКУ глубоко обеспокоено конфликтом, который возник между Национальным университетом "Киево-Могилянская академия" (НаУКМА) и Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины (МОНМС). По нашему мнению, конкретные причины для расхождения позиций (хотя и важные сами по себе) лишь отражают значительно более глубокие расхождения, которые вызваны радикально разным виденьем заданий высшего образования в Украине.
20-летие относительной свободы породили в образовательном поле Украины важные и жизнеспособные феномены, одним из самых ярких является Национальный университет "Киево-Могилянская академия". Этот университет существенно повлиял на то, что на ниве высшего образования в нашем государстве сформировался новейший образовательный стандарт, обозначенный такими ценностями, как академическая свобода, высокое качество образования и творческий поиск", - отмечено в обращении.
Кроме этого, в обращении ректора УКУ отмечено, что "к этому университету тяготеют светлые и творческие люди, вступительные кампании показывают неизменно высокие конкурсы, а качество обучения в целом и уровень знания иностранных языков в частности (особенно английского) известны во всем мире. Вот почему диплом НаУКМА снискал высокое признание, а его обладатели имеют наивысшие рейтинги на рынке труда. Выпускники "Могилянки" являются высококомпетентными специалистами без комплексов прошлого и успешно работают в Украине и многих странах мира".
"Для Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины все это должно было бы свидетельствовать о том, что со времени своего возрождения НаУКМА создал уникальную систему обучения и жизнедеятельности, которая доказала свою эффективность. Министерство должно было бы изучить образовательную систему НаУКМА и через содействие соответствующему реформированию законодательной базы распространить ее опыт на всю сферу высшего образования. Вот почему удивляет, что в действительности в Украине имеет место обратная тенденция: оригинальные образовательные феномены втискивают в прокрустово ложе несовершенного закона.
Сообщество УКУ убеждено, что в этот ответственный момент Министерство образования и науки, молодежи и спорта должно руководствоваться в своей деятельности прежде всего духом желаемого, а не буквой обветшалого. Качество образования должно быть главным критерием любых требований со стороны МОНМС. Иначе его действия, проиллюстрированные нынешними требованиями к НаУКМА, будут свидетельствовать о желании укротить непокорных.
В нашей стране сформировался консенсус относительно того, что украинское высшее образование нуждается в реформах. Разделяет эту убежденность и упомянутое Министерство. Однако путь сможет преодолеть лишь тот, кто осмелился отправиться в дорогу. МОНМС должен не сворачивать имеющиеся недвусмысленно успешные экспериментальные начинания, такие как НаУКМА, а наоборот - отважиться на создание новых, дополнительных. Только с таким подходом к делу можно постичь цель желаемых реформ.
К величайшему сожалению, нынешний конфликт был едва не запрограммирован духом новой редакции Закона о высшем образовании. В ней вектор реформ направлен назад, в "старые хорошие" (для кое-кого) времена избыточного централизованного администрирования. Новая редакция законопроекта о высшем образовании является еще одним свидетельством непрестанного свертывания достижений украинской демократии на образовательном поле, которое приводит к самой изоляции Украины в международном академическом контексте и к ретроградности ее внутренних трансформаций. Украинский католический университет уже выражал МОНМС свою обеспокоенность характером настоящего документа и с сожалением убеждается в правильности своих выводов.
УКУ солидаризировался с попыткой НаУКМА сохранить испытанную временами учебную систему, которая дает обильные плоды, и защитить оправданные элементы своей автономии. Мы призываем Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины признать очевидные достижения академического сообщества НаУКМА и переосмыслить свое отношение к приобретенному ею опыту", - сказано в обращении ректора Украинского католического университета о. Бориса Гудзяка.
Напомним, Министерство образования разработало новый законопроект о высшем образовании, зарегистрированный под номером 6194 от 16.03.2010. Наиболее существенным нововведением является возвращение вступительных экзаменов в ВУЗы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий