Интервью с проректором по учебной работе, заведующим кафедрой богословия Московской духовной академии заслуженным профессором Михаилом Степановичем Ивановым.
Прежде всего, хочу обратить внимание на то, что три составляющих этот вопрос (потенциал преподавателей, потребности учебного процесса и интересы студентов) действительно должны находиться в полном единстве. Если они, согласно басне, окажутся «лебедем», «раком» и «щукой», то ни о каких положительных результатах духовного образования, естественно, говорить не придется. Созиданию этого единства в духовном учебном заведении, на мой взгляд, в значительной мере способствует тот факт, что истина, постигаемая в духовной школе, в отличие от любого другого образовательного учреждения, является Живой Истиной, т. е. Христом, сказавшим о Себе, что Он есть Путь, Истина и Жизнь. Отсюда вытекает главная цель образовательного процесса: она заключается не только и не столько в накоплении знаний, сколько в живом соединении с Живой Истиной. Такой вывод отнюдь не означает, что научный потенциал преподавателей духовной школы должен отступить в учебном процессе на второй план. Церковная наука, как и наука светская, играет исключительную роль, и ее научный статус не подвергается никакому сомнению или умалению. Речь здесь идет о другом – о том, чтобы церковная наука и научный потенциал наших преподавателей не стали «вещью в себе», не оказались самодовлеющей вещью, а выполняли бы всегда служебную миссию, были бы не самоцелью, а лишь средством соединения со Христом. Такой характер, с моей точки зрения, должен носить и учебный процесс, в котором каждый учебник, каждая лекция, каждая встреча преподавателей и студентов являли бы живой образ Христа, соединяли со Христом, вызывали радость встречи со Христом. Духовно-воспитательная роль учебного процесса, на мой взгляд, огромна. Во всяком случае, она ничуть не меньше той роли, какую играет в духовной школе возглавляемая проректором воспитательная работа, организуемая и осуществляемая в процессе воспитания студентов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий