понедельник, 25 июля 2011 г.

Дискуссия по поводу введения "дресс-кода" продолжается

Заморское слово "дресс-код" уже давно вошло в обиход у россиян. Однако несмотря на то, что само понятие уже внедрилось и ассимилировалось на русской почве, дискуссии вокруг него продолжаются до сих пор. Причем власти все время пытаются расширить область действия предписаний, касающихся внешнего вида граждан. Как расценивать введение дресс-кода? Считать ли данную меру борьбой за нравственность или нарушением прав человека?

С наступлением жары о введении летнего дресс-кода заговорили в Северной столице. Горожанам хотят популярно объяснить, как следует одеваться, когда они собираются в общественные места. Причем дело не закончится фомальными предписаниями — планируется ввести официальный запрет на "оголение". Пока, правда, неизвестно, повлечет ли за собой нарушение социального дресс-кода административные санкции.

Впрочем, стоит заметить, что взгляды на дресс-код менялись во времени. Так, например, еще в начале 1960-х годов ношение брюк было недопустимым для женщин. Нужно отличать происхождение того или иного дресс-кода. Условно их можно подразделить на религиозный, социальный и деловой. Как раз сейчас всерьез задумываются над введением общественного (социального) дресс-кода.

До недавнего времени такие правила, как предписание формы одежды и внешнего вида, были явлением исключительного бизнес-характера. В основном, это распространено в крупных компаниях и корпорациях, где соответствующий вид сотрудника влияет на статус организации и в целом служит поддержанию ее бренда.

Надо сказать, что приходить в такую организацию всегда приятно — тебя встречают не помятые, нечесаные и немытые сотрудники, а всегда чистые и опрятно одетые. Их внешний вид говорит о том, что люди пришли именно работать. Ведь не для кого ни секрет, что одежда человека определяет его настроение. Следовательно, фривольные наряды явно не способствуют организации мыслей и трудовому запалу. Надев что-то с декольте "до пупа" и "набедренную повязку" вместо юбки, вряд ли сотрудница в этот день всерьез будет заниматься сведением дебета с кредитом или написанием финансового отчета о работе фирмы за полугодие. Это с одной стороны.

С другой, некое "ущемление" прав трудящихся все-таки в этом есть. Нет, юридически, конечно, все законно, ведь особые требования по дресс-коду прописаны в трудовом договоре каждого сотрудника и, устраиваясь на должность, он понимал, во что "ввязывается". Но все-таки столь строгие предписания, как "белый верх, черный низ", в буквальном смысле, лишают жизнь корпоративных работников ярких красок. В общем, одной из издержек работы в крупных компаниях, как правило, является домашний платяной шкаф, при открытии напоминающий черно-белое домино.

Есть немало историй о том, когда некоторые сотрудники крупных компаний, которым выдалась возможность отправиться куда-то за город или пойти в поход, открыв шкаф, с удивлением обнаруживали там огромное количество костюмов и ни одних джинсов, которые в данном случае были бы гораздо уместнее.

Иногда работодатели предписывают не только стиль одежды сотрудников, но и мельчайшие детали внешнего вида. Так, например, руководство "Газпром нефть" издало специальное приложение к приказу "О внешнем виде сотрудников ОАО "Газпром нефть". Документ касается исключительно сотрудниц компании и при помощи красочных фотографий иллюстрирует все "можно" и "нельзя" делового стиля нефтяного гиганта.

Помимо довольно стандартных требований к деловым костюмам, блузкам и туфлям (цвет: серый, черный, темно-синий; рисунок: клетка, полоска; ткань: хлопок, шелк), сотрудницы "Газпром нефти", в частности, не должны носить дешевую бижутерию, висячие серьги, звенящие браслеты и кольца с крупными камнями. Также сотрудницам установили табу на распущенные волосы и длинные ногти. Причем перечень допустимых причесок (вплоть до цвета волос и укладки) и позволительной длины ногтей оговорен отдельно.

Впрочем, сейчас такими, пусть и строгими, ноимеющими "локальный" характер, дресс-кодами уже никого не удивишь. Сейчас все и вся стремятся к глобализации, и требования в форме одежды тоже начали приобретать порой "глобалистский" характер. В феврале широкий общественый резонанс получило предложение главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина ввести общероссийский дресс-код. По сути, все началось с обсуждения, как это ни странно, межэтнических отношений, плавно перешедшего в дискуссию о проблеме изнасилований.

17 декабря 2010 года, выступая в Москве на круглом столе по межэтническим отношениям, Всеволод Чаплин, говоря о возникающих в российской жизни конфликтных ситуациях на межнациональной почве, бросил упрек в адрес свободно одевающихся женщин. "Если она носит мини-юбку, она может спровоцировать не только кавказца, но и русского. Если она при этом пьяна, она, тем более, спровоцирует. Если она при этом сама активно вызывает людей на контакт, а потом удивляется, что этот контакт кончается изнасилованием, она, тем более, не права", — сказал протоиерей Всеволод. Это было его ответом на вопрос о том, почему русские девушки часто становятся объектом домогательств со стороны кавказцев.

Высказывание священника вызвало бурю возмущения общественности. В сети появилось открытое обращение к Патриарху Кириллу, которое подписали более 700 человек. Авторы послания попросили предстоятеля РПЦ призвать протоиерея Чаплина к публичному извинению за свои слова, задевающие права, свободы и достоинство гражданок Российской Федерации, ибо равноправие граждан независимо от их пола закреплено в Конституции РФ.

Как отмечалось в обращении, Всеволод Чаплин попытался "подменить общественную дискуссию по проблеме насилия над женщинами на обсуждение их внешнего вида". Авторы документа заявили, что внешний вид — "это частное дело человека" и любой человек "имеет право на сексуальную неприкосновенность независимо от формы одежды, круга общения и т. п.".

Реакция Патриарха на направленное к нему обращение неизвестна, но протоиерей Всеволод свое обещание вернуться к теме, "которую стоит еще обсудить", сдержал. Он продолжил обсуждение в "Ответе авторам обращения к Патриарху Кириллу по поводу женского дресс-кода".

По поводу заявлений Чаплина тогда не высказался только ленивый. Но самым рьяным нападкам подвергла предложение священника Анастасия Волочкова, известная своей особой любовью к откровенным фотосессиям. В своем блоге балерина написала: "Я считаю, что любая одежда или ее отсутствие должны соответствовать месту и времени. Если я на пляже, то могу позволить себе некое откровенное баловство, если я иду в театр, то, понятное дело, не в джинсах, а в банк или на деловую встречу не в вечернем платье. Но умение подбирать стиль одежды заложено не в директивах за подписью президента, а в элементарном воспитании. И тупой запрет на короткие юбки не решит проблему проституции, о которой говорит отец Чаплин".

В этой дискуссии со своим словом выступил и глава Чечни Рамзан Кадыров, который поддержал протоирея: "С каких это пор призыв быть скромной, держаться с большим достоинством стал преступным посягательством на чьи-то права?! Неужели вам нравятся девушки вызывающего вида на улицах, которые курят и бутылку пива не выпускают из рук? Это же матери, сестры, дочери! Я хочу, чтобы они были образцом женственности, вызывали уважение, почтение, восхищение. А начать надо с внешнего вида!"

Кстати, говоря, сам Кадыров ввел такой дресс-код для женщин Чеченской Республики. Сотрудница правозащитной организации Human Rights watch Татьяна Локшина отмечает: "Сама кампания по насаждению законов скромности началась в Чечне еще несколько лет назад, когда Рамзан Кадыров укрепился у власти. Тогда женщины, которые работали в государственных учреждениях, без головных платков не могли ходить на работу". Даже студенток и школьниц, по словам правозащитницы, вынудили надеть косынки. В последние годы эта практика распространилась и на общественные места, и просто — на улицы. Правозащитница называет подобную меру, противоречащей Конституции РФ. А в качестве примера не рекомендательного, а жестко назидательного распоряжения о ношении платка, она приводит случаи того, как жительниц Чечни, сопротивляющихся такому "закону", на улицах отстреливают из пейнтбольных ружий, при этом угрожая, что если женщина не одумается, то оружие вполне может стать и реальным.

Однако в таком запрете в рамках мусульманской республики (хоть и входящей в состав РФ) нет ничего странного, ведь ислам предъявляет строгие требования не только к женщинам, но и к мужчинам. Так например, им запрещено носить шорты выше колена. Причем ограничения распростарняются не только на степень оголенности тела, но и на цветовую гамму одежды. Одежда мужчин не должна быть красного или желтого цвета, допустимыми цветами являются черный, белый и зеленый. Мужчинам также запрещено носить одежду из шелка и золотые украшения.

В отдельную статью в настоящее время выделяется туристский дресс-код. 21 мая российские СМИ растиражировали новость о том, что запреты на фривольную открытую одежду для иностранок собираются ввести в Египте. Однако официально данная информация не подтвердилась. Стоит заметить, что подобная реакционная мера, хоть в результате и не закрепленная законом, претендовала стать политическим ответом Франции, запретившей для мусульманских жителей страны ношение паранджи и хиджаба.

Многие курорты уже официально ввели форму одежды для иностранцев. Например, на Гоа полуобнаженным туристкам запретили появляться в местных храмах. Жесткие меры ввели и в Испании. За прогулку в купальнике любителям "обнаженки" придется заплатить 300 евро, а 500 евро — штраф для нудистов. К принятию такого закона властей подстегнули сами туристы, многие из которых, привыкнув загорать на пляже, перестают отличать, где заканчивается пляжная зона города и начинается культурно-историческая.

Впрочем, как и в любой ситуации, права человека — это палка о двух концах: соблюдение прав одного очень часто нарушает права другого. Наверное, все, кто когда-либо отдыхал на море, сталкивались с такой картиной. Время обеда-ужина, изголодавшиеся от утомительного плавания и лежания на пляже отдыхающие подтягиваются к санаторской-отельной столовой. Кто-то одет по всем правилам, а кто-то одет… не то чтобы не по правилам, а вообще не одет. И чьи права в данной ситуации нарушаются? Тех, кто позволяет, вопреки запретам, являться в общественное место чуть ли ни в чем мать родила, или тех, кто вынужден давиться едой, созерцая рядом с собой голое, потное, а часто и просто неэстетичное тело?
Надо сказать, что сама по себе идея введения общественного дресс-кода правильная. Ведь, если человеку сказать, что все дозволено, то во что превратится внешний и моральный облик общества? Вот только, как известно, благими намерениями дорога в ад вымощена. Не будет ли "запретный плод" в виде голого торса, ношения коротких шорт и купальника разжигать в измученных жарой жителях города еще большего желания противостоять введенным нормам? Ведь за всю историю человечества неоднократно проверено — запретный плод всегда сладок. К тому же, подобный запрет, наверняка, активизирует представителей правозащитного движения, которые усмотрят в этом грубое нарушение свобод человека

"ПРАВДА.РУ", 22 июля 2011 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий