Чай вдвоём: диалог церкви и семинарии начистоту
Как описать существующие взаимоотношения между церковью и богословской школой: обособленные, конкурирующие, непересекающиеся или партнерские? Этот вопрос возник не случайно и ответ на него, возможно, будет определять будущее евангельской миссии в мире.
Попыткой осмыслить существующее положение и предложить стратегически новые подходы к тандему «церковь и семинария» стали очередные курсы повышения квалификации для руководителей духовных учебных заведений, организованные международным институтом OCI (Overseas Council International), которые состоялись с 5 по 7 октября в г. Киеве. В работе института приняли участие проректоры КЕХУ (Ботанов П. В. – связи с общественностью, Медведев М. А. – академический отдел и Шербан О. Д. – студенческая работа) во главе с ректором Пшеничным Г. И.
В ходе представленных докладов и обсуждений было выявлено, что на протяжении последних двадцати лет совместного пути, как в церквях, так и в семинариях происходили существенные изменения в переоценке целей, ценностей и форм взаимодействия. Было отмечено, что на ранних этапах сотрудничества наблюдалось обоюдное несоответствие ожиданий: семинария ожидала, что церковь будет поставлять «качественные заготовки», финансировать обучение студентов, и, в конце концов, предоставит выпускнику оплачиваемое «место под солнцем». Со своей стороны церковь ожидала, что семинария будет выпускать духовно сформированных и интеллектуально образованных пасторов и миссионеров, готовых отчаянно ринуться в бой, обладая всеми атрибутами «универсального солдата».
Нереалистичные ожидания, обусловленные рядом причин, привели к тому, что в конце 90-х годов и к началу нового столетия учебный процесс полностью переместился на обустроенные кампусы и финансировался в большинстве случаев за счет иностранных спонсоров; педагогический состав был более ориентирован на академическую/теоретическую часть образования, а не его практическую составную. Студенты с неохотой возвращались в свои исконные церкви, стремясь всеми силами остаться в качестве преподавателей и сотрудников в своих школах. Церкви с неохотой и недоверием посылали новых студентов.
Однако сегодня ситуация меняется. Между церковью и школами происходит партнерский диалог, консолидирующий усилия и ресурсы для более эффективного распространения Царства Божьего в обществе. С одной стороны, многие учебные заведения пересматривают свои учебные планы, адаптируя их к современным нуждам конкретных поместных церквей. Появилось множество прикладных программ в очно-заочной форме обучения. Наблюдается рост активного участия преподавательского состава школ в церковном служении. Нередко сотрудники совместно со студентами открывают новые церкви или проекты служения. Развиваются внутрицерковные учебные программы. С другой стороны, поместные церкви, острее ощущая необходимость в подготовке новых служителей, меняют свое отношение, охотнее откликаясь на образовательные инициативы богословских заведений.
Все эти тенденции не говорят о совершенстве взаимоотношений между церковью и школой, но лишь отмечают положительный сдвиг и правильность выбранного пути. На местах еще остаются напряжения, недопонимания и горький опыт прошлых лет. Однако большинство участников института полны оптимизма в отношении развития долгосрочного партнерства между церковью и богословским учреждением при условии соблюдения гибкости и чуткости как к запросам общества, так и нуждам друг друга.
Более подробно о реальных предложениях, которые содействовали бы более тесному сотрудничеству церкви и богословских школ можно узнать из доклада, представленного ректором Кубанского евангельского христианского университета, профессором Г. И. Пшеничным.
Михаил Медведев,
Проректор по учебной части КЕХУ
Комментариев нет:
Отправить комментарий