6 октября 2010, среда
2-ой день Института
by Taras N. Dyatlik
9:00-9:45 Размышления и молитва \ Санников Сергей Викторович
http://sannikov.info
2Тим. 4 "Будь бдительный во всем… Исполняй служение твое", так наставлял апостол Павел своего ученика Тимофея… В служение Иисуса входило удовлетворение как физических, так и духовных нужд людей, крестная смерть и воскресение, управление Церковью как Глава Тела… Наша работа в семинарии – это служение, за которую мы получаем поддержку. "Исполняй служение твое" – Бог спасает нас не от чего-то, а для чего-то, для служения. Знаем ли мы служение свое?.. "Кто сим служит Христу, тот достоин…": праведность, мир и радость – это тоже формы служения Богу, как духовные дары; к сожалению, в наше время они весьма редкостны…
9:45-10:45 Черенков Михаил Николаевич
http://cherenkoff.blogspot.com
Доклад на тему “Понимание нашего контекста: тенденции в пост-советской церкви и обществе”. Тезисы доклада:
- Демографический кризис церкви: старение, феминизация, сокращение числа крещений
- Номинализация религии, несовпадение believe и belong
- Растущее отчуждение христианской интеллигенции от консервативных церквей, «утечка мозгов»
- Усиление влияния РПЦ в общественно-политической и культурной жизни
- Возрождение российского неоимпериализма
- Редукция веры к экономической целесообразности, социальной позиции, культурной идентичности и политкорректности
- Критика западного христианства за секуляризацию и распространение собственных идей, стандартов и ценностей в других культурных ареалах
- Приток нефтедолларов в Россию и резкое сокращение международных христианских инвестиций в развитие миссии, церкви, образование в бывшем СССР
- Разочарование общества в протестантских социальных инициативах
- Сектантизация протестантизма в постсоветском обществе
- Протестантизм в поисках нового социального имиджа. Новые лидеры для новой эпохи: общественные ожидания, внутрицерковные процессы, специфика поколений
- Конфликт поколений и их лидеров. Феномен потерянных поколений: разрыв преемственности в служении, кризис лидерства, дефицит кадров.
- Когда меня на веб-конференции попросили назвать пятерку христиан-интеллектуалов, я просто растерялся…
- Развитие христианского образование и его влияние на формирование лидеров: от оптимизма к реализму, от частных инициатив к интеграции в общественные процессы, от амбициозной самостоятельности к широкому партнерству
Вопросы к аудитории для обсуждения:
- Назовите наиболее важные тенденции в жизни церкви и общества за последние годы. Состоялось ли обсуждение этих тенденций в печати, на конференция, внутри церквей? Удалось ли церкви найти ответы на тенденции-вызовы? Способно ли руководство церквей, миссий, институтов понять социокультурный контекст? Кто в христианской среде способен взять на себя ответственность за анализ и реагирование на происходящие в обществе перемены? Какую роль могут играть христианские учебные заведения в анализе общественных тенденций?
- Может ли сформироваться христианское интеллектуальное сообщество при действующем руководстве церквей? Как вы считаете, с кем из нынешних протестантских лидеров захотел бы встретиться и дискутировать патриарх Кирилл? Назовите пятерку самых авторитетных в постсоветском обществе протестантов. Нашлось бы им место в списке выдающихся общественных лидеров мира?
- Каковы основные характеристики актуального лидерства вы можете назвать? Расставьте в порядке приоритетности такие характеристики лидера: посвященность, нравственный авторитет, богословская компетентность, наличие высшего образования, статус служителя, популярность в церкви, поддержка старшего поколения, взаимопонимание с молодежью, уважение в светском обществе, организованность, трудоспособность, результативность, общительность, человечность, духовность, строгость, толерантность.
11:15-12:15 Соловий Роман Павлович
http://soloviy.org.ua
Доклад на тему “Понимание нашего контекста: будущее евангельской миссии в пост-советском контексте”.
Пост-христианский мир
Сущность новой эпохи становится лучше понятной, если рассматривать ее в динамке семи “переходов”, знаменующих смещение от христианского к пост-христианскому миру:
- Переход от центра к периферии (раньше церковь были ведущим общественным фактором, однако в пост-христианскую эру ей необходимо понять свой маргинальный статус)
- Переход от большинства к меньшинству (в прошлом христиане составляли подавляющее большинство общества , а в пост-христианскую эру они находятся в меньшинстве)
- Переход от статуса поселенцев к статусу временных жильцов (ранее христиане находились в рамках культуры, которая определялась их собственной историей, но в пост-христианскую эру они стали изгоями и паломниками на территории чужой культуры)
- Переход от привилегированного положения к плюрализму (если раньше христиане пользовались привилегиями, то теперь они только одно из многих сообществ в плюралистическом обществе);
- Переход от контроля к свидетельству (в эпоху доминирования христианская церковь могла осуществлять контроль над обществом , но в пост-христианскую эру христиане могут влиять на мир только делясь своей историей и ее плодами);
- Переход от содержания к миссии (в предыдущие века христианство отмечало важность сохранения своего статуса, но в нынешних условиях на первый план выходит необходимость восстановления взгляда на христианство как на миссию в новой конкурентной среде);
- Переход от институции к движению (христианские церкви оперировали в институциональном режиме, но в новую эру им нужно снова осознавать себя как движение).
Каким образом богословское образование должно ответить на вызов будущего?
- Необходимо углубить контекстуализацию содержания и форм богословского образования, принимая во внимание современные мировоззрение, культуру, ценности и историческую ситуацию, в которой находится общество. Отсутствие культурной рефлексии в библейских и богословских исследованиях объясняет, почему Церковь становится все более неспособной реагировать на мировоззренческие трансформации.
- Следует осмыслить демографические изменения в обществе и внести соответствующие изменения в учебные программы, которые подготовят выпускников для служения в условиях городской среды.
- При разработке программ, курсов и ресурсов каждому учебному заведению нужно учитывать потребности и ожидания поместной церкви.
- Во времена постмодерна возрастает необходимость формирования у выпускников целостного христианского мировоззрения, основанного на библейской перспективе.
- Важнейшим фактором является развитие духовности (интернализации веры) у будущих служителей. Они должны развивать личный опыт таких глубоких взаимоотношений с Богом, которые будут постоянно видоизменять их сознание и все аспекты их ежедневной жизни.
Со всеми тезисами доклада можно ознакомиться здесь.
15:25-16:00 Райчинец Федор Федорович
Проректор по магистерской программе Украинской евангельской семинарии богословия, http://www.uets.net. Доклад на тему “Прояснение ожиданий: что семинария ожидает от церкви?”
Вводная ремарка в отношении заданной темы
Передо мной стоит непомерная задача. Я должен за всю семинарию ответить (хорошо, что не за все семинарии) на вопрос «что она ожидает от Церкви» (как будто я знаю, что семинария на самом деле ожидает от Церкви)? Должен признаться, что, благодаря Скотту Каннингему, мне изрядно повезло и мне не надо отвечать за всю Церковь, как Тарасу Дятлику.
Поверьте, это гораздо сложнее и ответственнее. Хотя, отвечать за всех всегда проще и безопаснее, чем за что-то конкретное. Поэтому сразу хочу уточнить, что в своем докладе я всего лишь постараюсь высказать свое очень субъективное мнение по поводу того, что, на мой взгляд, семинария ожидает от Церкви. Я ни от кого из Вас не ожидаю согласия с моими выводами. Уверен, что у каждого из Вас есть свой ответ на данный вопрос. Однако, имея возможность быть одновременно частью как семинарии, так и церкви уже на протяжении последних 13 лет, принимать участие в многочисленных конференциях и семинарах по данной проблематике в разных ролях и выражать свое мнения по данному вопросу как в устной, так и письменной форме, полагаю, что мой субъективизм по данной теме будет не менее, но и не более субъективен, чем субъективизм каждого из присутствующих здесь.
Перед тем как сказать о намерениях данного доклада, хотелось бы выразить некоторые недоумения от происходящей тенденции среди церковных лидеров по отношению к семинариям сегодня. Это пока не доминирующая тенденция, но как мне кажется, не совсем здоровая. Меня лично, к примеру, в докладе Тараса Дятлика смутило то, что пастора в подавляющем большинстве, если не все опрошенные, не имеют богословского образования. Как по мне, то это довольно таки безальтернативная перспектива на сложившуюся ситуацию во взаимоотношениях Церкви и семинарии, да и самого будущего богословского образования в наших странах. Большинство ожиданий скорее эгоистичны и не отражают понимания природы не только богословского образования, но и природы миссии церкви.
Мои наблюдения могут показаться не просто скользкими (а может быть менее научные, чем у Тараса), но и надуманными. Тем не менее, я надеюсь, что многие из здесь присутствующих согласятся, что они есть. Пусть меня простят все те, кто думает, что это мною придуманные опасения. Сегодня во многих церквях культивируется образ преподавателя семинарии как бездуховного, не практичного и оторванного от жизни (я имею ввиду - от церковной жизни) человека, где-то даже опасного для церкви. Вопрос, почему это происходит и кому это выгодно, и как можно строить «мосты доверия и партнерства» при таком положении вещей? Если быть уж совсем критичным и конкретным, то на протяжении последних 18-20 лет, по большому счету с момента зарождения богословского образования в евангельских кругах, церковь и семинария скорее существовали параллельно друг к другу, а не как партнеры в миссии. Именно такое положение во взаимоотношениях между церковью и семинарией ставит перед нами вопросы, на которые мы пытаемся сегодня ответить совместными усилиями.
Ответ на поставленный вопрос: что семинария ожидает от церкви, на самом деле простой. Ожидания у семинарии от церкви очень скромны и лишены каких-либо амбиций. Семинария ожидает от церкви понимания ее составной части в общей миссии и партнерства в ней. Ни церковь, ни семинария, но миссия должна стать общим знаменателем во взаимоотношениях между церковью и семинарией. Однако путь к пониманию и осознанию этого начинается с осознания того, что такое церковь, ее природа и миссия, а также, что такое семинария и какова ее роль и миссия в целостной миссии церкви.
Церковь и ее место в жизни Семинарии
Вопросы, с которых следует начать, прежде чем ответить на наш вопрос: что ожидает семинария от церкви, на самом деле сущностные вопросы, такие как: в чем смысл, суть и роль как церкви, так и семинарии?
Я начинаю с этих вопросов не потому, что на них нет ответа, а потому, что на них есть много ответов, настолько много, что мы от их количества и разнообразия утратили саму суть предмета дискуссии. Следует также отметить, что вопрос экклесиологии принадлежит к ряду сложных богословских вопросов таких как: христология, библиология, и миссиология. Сложность этих богословских областей в двойственности их природы, богочеловеческой или человекобожеской. Двойственность природы ведет к немалой амбивалентности в суждениях и выводах, как о самой природе церкви, так и ее миссии. Кстати сюда смело можно и отнести и природу богословского образования частью которой является не только изучение высших истин, но и низших истин.
Позвольте мне выразить свою субъективную точку зрения по этому поводу. Я полагаю, что все мы независимо от наших деноминационых принадлежностей и пристрастий, согласимся со следующим богословским утверждением: Церковь является продолжателем миссии Царствия Божия, проповедуемого и воплощаемого Иисусом Христом. Если мы согласны с этим утверждением, тогда я думаю, что мы согласимся и со следующим утверждением: в свете миссии Иисуса Христа миссия церкви тройственна, и она относится как к ее действию, так и к ее присутствию в обществе. Миссия церкви состоит из миссии благовестия, миссии милосердия и пророческой миссии, причем все составные целостной миссии не взаимоисключающие, а скорее взаимодополняющие и взаимопроистекающие друг из друга. Миссия благовестие без миссии милосердия делает евангелие абстрактным, а миссия милосердия без пророческой миссии лишает евангелие преобразующей силы и альтернативы в обществе:
1) Миссия благовестия. Проповедь евангелия (Радостной вести) падшему человечеству. Проповедь именно радостной вести, а не вести осуждения падшего человечества. Но «если проще попасть в ад нежели в рай, то в чем тогда радостная весть?» правильно спрашивает Энтони де Мелло. Да, радостная весть в евангелиях чаще всего была неудобной, но, заметьте, неудобной она была не для грешников, а для религиозных людей.
2) Миссия милосердия и сострадания - это вторая составная часть целостной миссии Царствия Божия Иисуса Христа, которая, я убежден, должна быть и составной миссии Церкви сегодня. Именно с этой составной, назовем ее социальной миссией, проповедь евангелия не просто приобретает реальные очертания, но и наполняется жизненным содержанием и гармонично взаимодействует и взаимодополняет миссию благовестия. Через дела милосердия и сострадания, социальная миссия представляет Бога не просто имманентным в этом мире, но и доступным каждому.
3) Пророческая миссия - третья составная целостной миссии церкви, которая не только и не столько связана с действием, но с присутствием церкви в обществе и мире. Если говорить со строгой исторической перспективы, то именно за эта часть миссии Царствия Божия привела Иисуса на крест.
На мой взгляд, сегодня церковь уделяет достаточно внимания первым двум составляющим и ошибочно называет это целостной миссией. Поэтому, позвольте именно этой части миссии уделить чуть больше внимания, поскольку, как мне думается, именно в этой части миссия, или совсем остается игнорируемая, или же наблюдаются существенные перегибы.
Сложно представить, что занимаясь только благовестием и делом милосердия, мы можем чего-то существенного достичь в сфере общественного преобразования. Более того, именно в этой части целостной миссии церкви, церковь вряд ли справится без богословского образования. Пророческая миссия церкви не только видит зло в отдельном индивидууме в социуме, но и социальных структурах общества. Пророческая миссия не должна свестись к критиканству и осуждению всего происходящего в обществе, на пример, в вопросах несправедливости, социального и экономического неравенства, вопросах нищих и социально отверженных, но должна предоставить альтернативу выхода из сложившейся положения. Занимаясь только благовестием и милосердием, мы проблему социальной справедливости, мира и прав человека в нашем мире никоим образом не решаем, а иногда просто усугубляем, социально отверженных почему-то от этого не становиться меньше, но, к большому сожалению, больше. Реализуя эту составную миссии, присутствие церкви в обществе становится обременяющим и раздражительным, прежде всего для власть имущих, которые, вместо того, чтобы способствовать защите бедных, отверженных, и лишенных разного рода социальных благ, порождают систему угнетения, которая производит разного рода социально отверженные категории людей. Да, это очень неудобная роль. Намного проще помогать бедным, кормить голодных, заботиться о бездомных, но очень сложно апеллировать и взывать к власть имущим и менять систему, которая порождает нищету, бездомность, бесправие, беззащитность, неравенство и несправедливость существенно. Вот в этой миссии без образования сложно. Пророческая миссии церкви не просто кормить голодных и помогать бедным, но пытаться искоренить корень нищеты и бедности, не просто бороться со следствиями несправедливости, но пытаться искоренить корень несправедливости. Одно дело, когда у церкви есть программа по насыщению голодных и защите социально уязвимых людей, и совсем другое, когда у нее есть общественная позиция по преодолению бедности и защите бесправных и безгласных в обществе. Как кто-то сказал: «Помогать бедным великое дело. Упразднить нищету – это просто революция». Бонхёффер как-то сказал: «мы должны не только перевязать раны тех, кто попал под колесо несправедливости, но мы также должны вставлять спицы в это колесо». Очень часто «церковь одной рукой благословляла глобальную экономику монополий, а другой заботилась о жертвах этой системы». В протестанско-евангельских церквях есть очень много индивидуальных мнений по этому вопросу, но очень редко можно найти консолидированную коллективную позицию. Ответ на вопрос, откуда берутся бедные, а не просто делание дел милосердия, требует образования. Епископ Элдер Камара как-то сказал: «Когда мне удается накормить бедных, они называют меня святым. Когда я спрашиваю, почему бедные люди голодают, они называют меня коммунистом». Покуда мы кормим голодных, мы будем удобны и угодны любой системе, как только мы начнем системе задавать неудобные и неугодные ей вопросы, откуда берутся голодные и нищие, мы станем «бревном в глазу» в любой системы. Но в этом и есть пророческая миссия церкви. Тогда образование может помочь церкви послужить миру, распознать Бога в мире и приобщиться к Божьему движению в мире, являя и противопоставляя Его миру.
Семинария и ее место в жизни Церкви
Позвольте также и вкратце сказать о месте и роли семинарии, как в формировании богословских воззрений церкви, ее общественной позиции, так и эффективности благовествования церкви в соответствии с требованиями времени, культуры и контекста.
Излишне будет напоминать людям, занимающимся богословским образованием, о значении и предназначении семинарии, тем не менее, я рискну и это сделать в своей субъективной интерпретации.
Семинария – это рассадник, в котором возделывается, культивируется, взращивается и формируется духовность (в широком смысле этого слова), нравственность и мораль не отдельной религиозной системы, а мораль бытия , культура (возделывание ума) , ну и конечно же ересей. А как же без них в богословском образовании?
У нас сегодня предостаточно бездуховной культуры, и безкультурной духовности. В нашем обществе ведется много разговоров о культуре без духовности, или о духовности без культуры. Однако, на самом деле, не может быть подлинной культуры, если составной ее частью не будет духовность, и духовности, если ее составной частью не будет культура. Хочется, чтобы в этом общественном диалоге церковь принимала не какую – то роль, не одну из возможных ролей, а ведущую роль. Подобную роль она может эффективно реализовать с помощью семинарии через богословское образование. Это же в свою очередь требует от богословского образования не только внутри церковного присутствия но и публичного присутствия. Богословие должно стать публичным, впрочем, как и миссия церкви.
Хочется, чтобы в церкви было ясное понимание что «семинария это место, где церковь занимается размышлением» , думаньем, как это утверждал Теодор Хесбург, а я бы дополнил - и местом исследования собственной природы, предназначения и миссии на основе Божьего откровения записанного в Священных Писаниях. Чтобы церковь понимала, что семинария это не просто место для академических и богословских изощрений которым занимаются интеллектуалы оторванные от жизни и миссии церкви, но это место где сама церковь в обличии ее лучших умов занимается процесс исследования самой себя, своей миссии и ее уместности в той культуре, времени и контексте в которой она живет и исполняет свою миссии. Это место, рефлексии и размышления (очень полезный процесс для церкви) о своей природе, предназначении и миссии, и формировании своей общественной позиции и пророческого голоса в обществе. Все это требует не только публичности богословия, но и контекстуальности богословия, которое без образования трудно представимые. Именно богословское образование может послужить церкви в ее формировании ясного понимания своей природы, предназначения и миссии. Хочется, чтобы это понимание себя и своей миссии было ясным не только для самой Церкви, но и для общества, в котором церковь призвана нести свою миссию. Образование также должно помочь церкви сформировать духовную культуру, или культуру духовности, а также напомнить обществу о том, что культура без духовности не воспитывает человека, но разлагает.
Хочется, чтобы церковь понимала, что целью богословского образования является не критика самой церкви, а как это выразил Стенли Хавервоз в своих мемуарах о задаче богословия «задача богословия помочь церкви не говорить о Боге больше чем уже сказано или, чем должно быть сказано». Хочется, чтобы в церкви было понимания, что семинария в формировании богословских и общественных воззрений церкви не против церкви, но за церковь и ради церкви. Воззрений, которые не только меняют саму церковь, но и представляют серьезную альтернативу преобразования самого общества и общественных систем.
Последнее, но не менее важное! Хочется, чтобы церковь понимала, что семинария может помочь церкви говорить благую весть миру по новому в соответствии с требованиями времени и контекста, при этом, не добавляя ничего нового. Как утверждал отец церкви Викентий Леринский: «евангелие надо проповедовать всегда по-новому не прибавляя ничего нового». А это уже задача не из простых и без основополагающего образования трудно с этой задачей справится. В реализации такой миссии церковь нуждается в образовании, то есть в семинарии как партнере в миссии. По крайней мере, я так думаю.
Семинария ожидает что церковь будет относится к семинарии не как конкурент который забирает от нее наиболее способных молодых людей и не возвращает их но совместно готовит или к внутри церковному служению ради эффективной миссии или вне церковной миссии ради более эффективного служения церкви в обществе.
Партнерства в миссии или параллельное существование?
Мой ответ на данный вопрос, после того как я определил и изложил свое понимание как семинарии так и церкви, на самом деле очень простой. Семинария ожидает от Церкви партнерства в общей миссии. Причем, роль семинарии в этой миссии не лидирующая, а скорее вспомогательная. Другими словами, семинария, если можно так выразится, является слугой Церкви которая помогает Церкви в формировании и подготовке не только тех потенциальных служителей в которых она же (церковь) распознала определенные дарования, но также с помощью этих лидеров помочь церкви не только осмыслит но и публично сформировать свою общественную и если надо политическую позицию, политическую в альтернативном смысле, не только понятную для Церкви, но и для общества и если надо для Государственных органов или правящих элит.
Эффективность и жизнедеятельность церкви проверяется ее целостной миссией в обществе. Эффективность и жизнедеятельность семинарии проверяется тем же, то есть, реализацией целостной миссии церкви в обществе.
Перед нами стоим выбор, выбор как мы поняли не простой. Или мы продолжим параллельно существовать и время от времени обвинять друг друга. Церковь будет обвинять семинарию в ее неэффективности и непрактичности образования для церковной жизни, а семинария будет обвинять церковь в непонимании церкви ее роли в общей миссии. Или же начнем диалог ведущий к осознанию наших ролей в общей миссии. Как я уже неоднократно утверждал именно миссия должна стать общим знаменателем в нашем диалоге ради партнерства. Начало такому диалогу заложено этим богословским форумом а выбор за нами!
16:30-17:15 Дятлик Тарас Николаевич
http://dyatlik.net
Доклад на тему: “Прояснение ожиданий: что церковь ожидает от семинарии?”
Разумные слова высказываются в докладах об отношении церкви и семинарии. Вот только слушают и обсуждают их работники семинарий, а не руководители/пасторы церквей. Мне кажется, пока что это односторонний монолог. Но вот как подключить церковь к этому диалогу, это вопрос!
ОтветитьУдалитьЗдорово, Тарас, что есть публикации on-line! А фото кому отдать, чтоб опубликовать? И еще: общее фото уже есть где-то?
ОтветитьУдалить