среда, 30 марта 2011 г.

В издательстве ББИ вышли новые книги

Карл Барт
Церковная догматика. Том. 2
Серия “Современное богословие”
Пер. с нем.
ISBN 978-5-89647-239-1
Объем 712 с.; переплет 7Бц.; формат 150х220 мм.
Собранные во втором томе разделы фундаментальной “Церковной догматики” относятся главным образом к области богословской антропологии Карла Барта. Его основное утверждение: быть человеком . значит находиться в отношении к Богу онтологически и структурно. Это знание недоступно вне откровения Бога. Только если мы начинаем наше богословское вопрошание вместе с Человеком Иисусом, мы приходим к познанию истинного человека. Кроме того, в настоящее издание вошли размышления Барта о природе зла, о завете и глава о божественном “деле” примирения, которую смело можно назвать grand finale “Церковной догматики”

Н.Т.Райт
Воскресение Сына Божьего
Серия “Современная библеистика”
Пер. с англ.
ISBN 978-5-89647-245-2
Объем xii + 911 с.; переплет 7Бц.; формат 170х240 мм
Книга Н.Т. Райта, крупнейшего современного библеиста, позволяет разносторонне представить, как раннехристианская Церковь мыслила воскресение как таковое, и что значило для нее воскресение Христово. В Евангелиях, в посланиях апостола Павла и сочинениях раннехристианских апологетов автор ищет ответ на ключевой, с его точки зрения, вопрос: почему христиане усвоили принятую в иудаизме трактовку воскресения. Скрупулезное прочтение парадоксальных, будоражащих душу “пасхальных” глав Евангелия подводит исследователя еще к одному, не менее трудному вопросу: не потому ли первые христиане исповедали Христа Сыном Божьим, что увидели пустой гроб и узнали о Его телесном воскресении? О “вызове воскресения”, перевернувшем в свое время все представления о мире и Боге, христианство продолжает свидетельствовать и по сей день.

По вопросам приобретения обращаться:
Издательство ББИ
Тел./факс: (495) 670-22-00, 670-76-44
E-mail: sales@standrews.ru
Сайт и Интернет-магазин www.standrews.ru

Новый перевод Евангелия от Матфея обсуждали на кафедре Священного писания и библейских дисциплин СФИ

http://www.sfi.ru

24 марта 2011 года на кафедре Священного писания и библейских дисциплин Свято-Филаретовского православно-христианского института состоялся семинар, посвященный обсуждению нового, еще не завершенного, перевода Евангелия от Матфея.

Данный перевод — плод многолетнего труда Михаила Селезнева, к. филол. н., зав. кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры (1991-2010 — главный редактор Российского библейского общества, 1996-2010 — руководитель проекта РБО по переводу книг Ветхого Завета на современный русский язык) и помогающих ему переводчиков, среди которых — Анна Шмаина-Великанова, Ирина Левинская и другие известные специалисты.

Важной особенностью настоящего перевода является то, что авторы работали в русле существующей русской церковной переводческой традиции, учитывая опыт и особенности наиболее широко используемых переводов Священного писания, прежде всего, Синодального.

Для новых евангельских переводов, претендующих на широкую, общенациональную, в том числе церковную, аудиторию, чрезвычайно важно их обсуждение в среде не только профессионалов, но и верующих людей. Участники семинара — специалисты по библейским переводам, филологии и библеистике — выразили надежду на то, что СФИ сможет и в дальнейшем быть площадкой, предоставляющей возможность церковного и в то же время профессионального обсуждения новых переводов Священного писания. Следующий семинар, посвященный обсуждению данного перевода, состоится в ближайшее время.

понедельник, 28 марта 2011 г.

Новий глава греко-католицької церкви як виклик українському православ’ю

Андрій Окара, Москва
http://www.unian.net

Учора був на інтронізації (введенні на престол) нового отця та глави Української греко-католицької церкви верховного архієпископа Святослава (Шевчука).

У мене складне ставлення до греко-католицтва: Собор 1596 року і Берестейську Унію вважаю трагедією України та Білорусі. При тому розумію, якими потужними чинниками вони стали для подальшого розвитку культури, науки, освіти, полемічної літератури, богослов’я і, зрештою, самої православної церкви.

Але вчорашня подія — безперечно, явище історичне.

Уперше в історії главу греко-католиків інтронізували на Лівому березі Дніпра — на землі колишньої Чернігівської єпархії та Чернігівської губернії — у новозбудованому Патріаршому соборі Воскресіння Христового.

Людей у соборі було чимало, але складалося враження, що то чи не всі галичани, що мешкають у Києві.

Зі статусних греко-католиків на інтронізації були помічені Ганна Герман, Арсеній Яценюк, Тарас Чорновіл, Богдан Бенюк, Степан Хмара, Євген Жеребецький, Денис Шевчук. Цікаво, що серед присутніх були також «свободівці» — мер Тернополя Сергій Надал, голова тернопільської обласної ради Олексій Кайда, голова Львівської обласної ради Олег Панькевич, голова Івано-Франківської обласної ради Олександр Сич — попри ті непорозуміння, що були останнього часу між «Свободою» та УГКЦ.

Українське греко-католицтво перебуває нині в активному пошуку своєї нової ідентичності — як геокультурної, так і геополітичної.

Попри те, що кафедральний собор УГКЦ демонстративно збудовано на Лівому березі Дніпра — навпроти Києво-Печерської Лаври, церква залишається локальною. Раніше, в добу свого відродження з кінця 1980-х, вона була суто галицькою церквою. Зараз перетворюється на загальноукраїнську і загальносвітову церкву, але церкву частини українців.

Раніше її називали «католицькою церквою східного обряду», тепер, після еволюції останніх років, як підкреслив український богослов та філософ Юрій Чорноморець, УГКЦ доречно називати «православною церквою у єдності з Римом».

Попередній глава УГКЦ, що належить до Ордену студитів і є провізантійськи налаштованим, запам’ятався, крім усього іншого, заявами про бажаність об’єднання українських східнохристиянських церков (церков візантійського обряду) в одну помісну православну церкву.

Новий глава УГКЦ, майже сорокаоднорічний Святослав Шевчук, є наймолодшим серед єпископів цієї церкви та четвертим з наймолодших серед католицьких єпископів, відомий як ще донедавна секретар та протеже Любомира Гузара, як цікавий богослов та харизматичний оратор. Народжений в Україні (а не в діаспорі), багато часу провів за кордоном.

Саме на нього покладено місію системного оновлення греко-католицької церкви та втілення в життя конфіденційного плану розвитку УГКЦ на 10 років (спочатку писався на 20 років).

Ідеологи церкви очікують, що новий глава поєднає в собі три якості, необхідні для конкурентоздатності та ефективного розвитку УГКЦ: інтелектуалізм, пасторську харизматичність та адміністративний талант.

Цікаво, що на Синоді греко-католицьких єпископів, де обирали главу УГКЦ, спочатку нібито перевагу отримав архієпископ Львівський Ігор (Возняк), але він, людина вже літня, відмовився — на користь молодого та енергійного.

Новий глава УГКЦ, верховний архієпископ Святослав (Шевчук) — це, насправді, міцний виклик усьому православному українському світу. Але виклик не агресивний чи войовничий. Це виклик щодо оновлення українського православ’я. Це виклик щодо тої місії, яку християнські церкви мусять виконувати в сучасному постхристиянському світі. Це виклик щодо інтелектуалізації церкви — як з боку церковної пастви, так і з боку кліру.

Якою може бути відповідь на цей виклик? Чи здатні православні конфесії вивести на перший план нових лідерів — яскравих, інтелектуальних, харизматичних, таких, що вміють знаходити вірний шлях до душ та сердець сучасного суспільства, особливо — до сучасної молоді?

Українська греко-католицька церква свій крок у цьому напрямку зробила. Доводиться чекати на його наслідки та на кроки православних церков.

суббота, 26 марта 2011 г.

Call for papers: “Lived religion” in the USSR: variety of everyday practices \ International Conference, 16-18 February, 2012, Moscow

“Lived religion” in the USSR: variety of everyday practices

International Conference, 16-18 February, 2012, Moscow

Call for Papers

Organizers: Center for the Study of Religion, Russian State University for the Humanities; Center of the Religious and Church History, Institute of Universal History, Russian Academy of Sciences; Forschungsstelle Osteuropa an der Universit?t Bremen

Since two last decades there have been many studies in the history of religious policies and Church-State relations in the Soviet Union; the massive archival material has been revealed and explored. There have been much fewer research on “lived religion,” religious practices, and everyday religiosity throughout the seventy-plus years of the communist rule. This conference will address these issues.

The conference will cover the entire Soviet period and all religious traditions.

We understand “lived religion,” “everyday religious practices” as including the sum total of religion-bound experiences, ideas and social behavior; both within and outside the frame allowed by the political regime; both formal and informal religiosity; both collective and individual forms.

We will explore how social, economic and political settings, in their historical dynamic, impacted everyday religiosity; how the evolution of religion co-related with milestone historical events and processes such as the two World Wars, Revolution, social purges and mass terror, ideological indoctrination, dismantling of traditional institutions, urbanization, etc..

The conference will also explore issues of relevant research methods; creating a set of appropriate theoretical categories; and defining chronological sub-periods within the Soviet history.

Here follows a tentative list of issues to be addressed:

· The impact of repressive government policies on shaping religious practices; religions’ responses to pressure and communicative breaks by inventing new forms and/or reproducing the old culture codes.

· The movements of religious reform of the early 20th century and its impact in the religious practices of the Soviet period.

· Typology and analysis of religious subcultures and niches emerged in the Soviet Union; exploring “popular”, “elite”, “official”, and “alternative” religiosity.

· Conformist, adaptive, protest and other types of responses in religious life.

· Transformation of the sacred space under repressive policies: temples, sacred places/objects, their worship and their suppression.

· Forms of religious communities: islands of religious freedom or reproduction of the Soviet authoritarian practices?

· Urban and rural religious practices; urbanization as a factor of religious change.

· Practices at the inter-religious borders: preserving identity, growing tensions, and/or inevitable interaction and alliances?

· Theoretical understanding of the meaning and real scope of secularization within Soviet “modernity project.” What happened to religion: crisis, marginality, preservation in closed subcultures, or transformation and reappearance in other forms?

· Consequences of the Soviet religious experience in the post-Soviet societies.

The conference is planned for February 16-18, 2012, in Moscow, at the Russian State University for the Humanities (RGGU). Paper proposals must include name, affiliation, title and an abstract of no more than 200 words. The applications should be sent no later than October 1st, 2011 at the email: Religion.USSR@gmail.com.

Organizing committee of the conference: Nikolai Shaburov, Nadezhda Beliakova, Ludmila Zhukova, Peter Chistiakov, Ksenia Sergazina, Nikolai Mitrokhin, and Alexander Agadjanian. Contact us by above email or by phone at the Center for the Studies of Religion, RGGU: 7-499-2506340.

Конференция “Религия в СССР: практики и повседневность” 16-18 февраля 2012 г. в РГГУ (Москва)

Религия в СССР: практики и повседневность

Анонс конференции 16-18 февраля 2012 г., Москва

Организаторы:

  • Центр изучения религий РГГУ;
  • Центр истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН;
  • Forschungsstelle Osteuropa an der Universit?t Bremen

История религиозной политики и церковно-государственных отношений в советский период активно изучается на протяжении последних 20 лет, в течение которых был собран огромный материал. Гораздо меньше внимания уделялось религиозной повседневности, религиозным практикам – тем конкретным формам, в которых проявлялась религиозность, и тому, как она изменялась на протяжении 70 лет. Именно этим вопросам будет посвящена настоящая конференция.

Тематика конференции охватывает весь советский период и все религии.

Понятия «религиозные практики» и «религиозная повседневность» включают в себя всю сумму опыта, представлений и социального поведения, относящихся к религии; как в рамках, разрешенных советским режимом, так и вне их, как формальную, так и неформальную религиозность; как коллективные, так и индивидуальные формы религиозности; различные способы интерпретации и применения на практике религиозных норм.

Важно понять, как комплекс социальных, экономических и политических факторов – учитывая также их динамику - влиял на религиозные практики. Необходимо соотнести эволюцию религиозности с главными вехами истории: двумя мировыми войнами, революцией, социальными «чистками» и массовым террором, культом личности, разрушением традиционных институтов, урбанизацией и т.д.

Конференция также ставит задачу уточнения методов подобных исследований, выработки понятийного аппарата, а также определения хронологических рубежей внутри советского периода.

Ниже следует примерный список тем конференции:

  • Влияние репрессивной политики государства на религиозные практики; ответы религий на коммуникативный разрыв: заполнение его новыми формами и/или интуитивное воспроизводство старых культурных «кодов».
  • Движение за религиозное обновление начала XX в. и его значение для религиозных практик советского периода.
  • Типология и анализ возникших в советское время религиозных субкультур и ниш, их дальнейшей судьбы. Осмысление понятий «народная», «элитарная» и «официальная» религии, «альтернативная» религиозность.
  • Соотношение конформистской, адаптивной и протестной и др. «стратегий» религиозной жизни.
  • Трансформация сакрального пространства в условиях преследования религии (храмы, святыни, способы их почитания, борьба с ним и т.д.);
  • Формы организации религиозных сообществ: создание «островков внутренней свободы» или воспроизводство авторитарной советской модели.
  • Городские и деревенские религиозные практики; урбанизация как фактор трансформации религии.
  • Религиозные практики в условиях конфессиональной границы: защита идентичности, усиление напряжений, и/или неизбежное взаимовлияние и взаимодействие.
  • Теоретическое осмысление содержания и реальных масштабов «секуляризации» в рамках советского модернистского проекта. Кризис религии, ее маргинализация, уничтожение религиозных ценностей или их сохранение в замкнутых субкультурах, и т.д.
  • Последствия советского опыта в религиозных процессах после распада СССР.

Конференция состоится 16-18 февраля 2012 г. в Москве, в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ). Предложения докладов (имя, место работы, название доклада и тезисы не более 200 слов) просьба присылать до 1 октября 2011 года по адресу: Religion.USSR@gmail.com).

Оргкомитет конференции: Н.Шабуров; Н. Белякова; Л. Жукова; П. Чистяков; К. Сергазина; Н. Митрохин; А. Агаджанян.

С Оргкомитетом можно связаться: предпочтительно по указанному е-адресу, но также по телефону Центра изучения религий РГГУ: 7-499-2506340.

Новая книга издательства “Библия для всех”

Издательство “Библия для всех

РАЗМЫШЛЕНИЯ ХРИСТИАНСКОГО ВРАЧА. Александр Савченко (315 стр, мягкая обл.). В книге представлены размышления христианского пастора, врача и писателя, посвященные таким проблемам, как ревность, обидчивость, гневливость, гордость и др. Автор показывает, что основа всех болезней – грех. Сейчас люди нередко обращаются к псевдоцелителям (экстрасенсам, колдунам, прорицателям). Но от этих болезней исцелиться можно только через веру и покаяние. Врач всех врачей – Господь Иисус. Лишь Он способен избавить нас от болезней духа, души и тела.

Аккредитационный визит в Запорожский библейский колледж и семинарию

DSC06902 10 марта 2011 г. состоялся дополнительный аккредитационный визит в Запорожский библейский колледж и семинарию по программе «бакалавр» с тремя специализациями: «богословие» (4 года очно, 5 лет заочно), «церковное служение» (3 года очно, 4 года заочно), «христианское образование» (3 года очно, 4 года заочно). Состав комиссии: Сергей Рыбиков (председатель) и Тарас Дятлик. Фоторепортаж о визите см. http://goo.gl/0S0ij.

11 марта в ЗБКС прошел семинар по философии богословского образования (во свете Болонской философии высшего образования) с участием ректора, академического декана и преподавателей семинарии.

Владимир Дегтярев, ректор ЗБКС: "Мы понимаем, что живем в обществе, которое как никогда нуждается в свете Божественного откровения. Передача библейских знаний от одного поколения другому, подготовка служителей для проповеди Евангелия и выполнения Великого поручения Христа занимают важнейшее место в служении каждой поместной церкви. Запорожский Библейский Колледж и Семинария делает все возможное, чтобы помочь поместным церквям подготовить следующее поколение служителей способных нести служение в современном мире не отступая от принципов вероучения на который было основано и существует наше евангельско-баптистское братство. Наши преподаватели имеют практический опыт служения в церквях ЕХБ и обладают высокими личными духовными и моральными качествами. Академические программы колледжа и семинарии неразрывно связанны с практическим служением наших студентов. Таким образом, годы учебы не станут препятствием для служения Богу, но сделают его более плодотворным. Мы молимся о том, чтобы Господь помог вам сделать правильный выбор, и будем рады помочь вам в подготовке к такому служению. Для этого мы располагаем всеми необходимыми ресурсами".

Дополнительную информацию о ЗБКС см. http://www.zbcs.com.ua.