суббота, 13 октября 2012 г.

Седьмая встреча редколлегии “Библейского комментария: современная евангельская перспектива”

29-30 сентября 2012 г. в помещении Московской богословской семинарии состоялась седьмая встреча редколлегии "Библейского комментария: современная евангельская перспектива". Во встрече приняли участие 10 членов редколлегии и консультант от Langham Partnership -- Dr. Pieter Kwant (изд-во Piquant). Основной задачей состоявшейся встречи было принятие решения относительно авторского состава "Библейского комментарии". Результаты авторского конкурса будут оглашены через несколько недель, после выполнения всех формальностей. См. краткий фотоотчет: http://tinyurl.com/9yywfbg (ссылка предоставлена в формате http://tinyurl.com).

«Библейский комментарий» — русскоязычный однотомный комментарий на все канонические книги Ветхого и Нового Завета, авторами которого являются служители из Восточной Европы.

  • Предназначается для пасторов, проповедников, учителей, руководителей малых групп и всех тех, кто вовлечен в различные виды служения в поместных церквах.
  • Представляет собой контекстуальную евангельскую перспективу, которая должна помочь в истолковании и применении библейских истин к различным аспектам церковной жизни.
  • Основывается на общепринятом понимании библейского текста, сложившемся среди поместных евангельских церквей Восточной Европы.
  • Содержит около ста аналитических статей по важным вопросам духовной и практической жизни христианина в церкви и обществе.

Инициатором проекта выступает Евро-Азиатская аккредитационная ассоциация через Исследовательский Центр "Slavic Research and Resource Center".

Редколлегия комментария:

  • Сергей Санников, Главный редактор
  • Тарас Дятлик, Менеджер проекта, отв. за PR проекта
  • Михаил Мокиенко, Секретарь проекта
  • Петр Пеннер, Соредактор Нового Завета
  • Александр Негров, Соредактор Нового Завета
  • Геннадий Пшеничный, Соредактор Ветхого Завета
  • Валерий Аликин, Соредактор Ветхого Завета
  • Александр Гейченко, Соредактор Ветхого Завета
  • Роман Соловий, Соредактор богословских статей
  • Федор Райчинец, Соредактор богословских статей

Три основные цели "Библейского комментария"

  1. Содействовать углублению понимания и лучшему использованию библейского текста в любых сферах церковного служения.
  2. Стимулировать развитие культуры изучения Библии.
  3. Способствовать улучшению качества проповедования, использования Писания и церковного образования в поместных евангельских общинах.

Целевая аудитория "Библейского комментария"

Целевой аудиторией комментария являются проповедники, учители (церкви, воскресных школ для детей и взрослых), лидеры малых групп и другие церковные служители, вовлеченные в служение словом. Комментарий также ориентирован на содействие всем мужчинам и женщинам, кто в своем служении использует и истолковывает библейский текст. Читатель также может использовать комментарий для самостоятельного изучения Библии.

Семь базовых принципов

Задача комментария – не только пояснить библейский текст, но и показать его литературную динамику, развитие мысли библейского автора в рамках раздела и книги в целом, а также дать ориентиры для применения его в современных реалиях жизни. Следовательно, авторы во время работы над комментарием будут придерживаться следующих основных принципов:

  1. показывать целостность замысла и мысли Библии, целостность композиции ВЗ и НЗ (в таких разделах, как введение в Библию, введение в ВЗ и НЗ, введение в корпус, введение к книге), а также идейную (богословскую) и композиционную целостность отдельно взятой книги;
  2. рассматривать отдельные библейские повествования и отрывки в контексте всей книги, а отдельные библейские книги в контексте всей Библии;
  3. подсказывать не только структуру всей книги, но и структуру смысловых единиц текста, взаимосвязь частей с целым;
  4. делать выводы о библейской истине в контексте целостности Писания, а не на основании отдельно взятого из него фрагмента Писания,
  5. учитывать, что Священный текст не только информирует нас о библейской истории, но и формирует наше библейское мировоззрение;
  6. посредством литературно-богословского истолкования (герменевтического ключа) помочь читателю не только искать прямые ответы в Библии, но и учиться понимать дух Писания и находить ответы в контексте всего Писания;
  7. предлагать модели и примеры практического применения библейской истины в современном восточноевропейском славянском контексте.
Редколлегия «Библейского комментария» молится и верит, что с Божьей помощью данный проект поможет пасторам, проповедникам, руководителям малых групп обрести целостное представление о библейском тексте, а также применять библейскую весть к современным проблемам церкви и общества.

среда, 10 октября 2012 г.

19-20 октября Всеукраинский семинар «Традиции изучения Библии: отечественный опыт»

Цель семинара: отобразить достижения и современное состояние библеистики в Украине, а также обозначить перспективы развития изучения и преподавания Библии в духовных и светских учебных заведениях Украины.

Основные направления работы семинара:

  • Текстология;
  • Герменевтика и экзегетика;
  • Старый и Новый заветы;
  • Библейская история и археология.

Также во время семинара планируется проведение круглого стола «Украинские перспективы в мировой библеистике». Во время работы круглого стола планируется обсудить широкий круг проблем украинской библеистики и обозначить перспективы развития изучения Библии украинскими исследователями. К участию приглашаются специалисты в области библеистики, преподаватели библеистики, аспиранты, студенты светских и духовных учебных заведений.

Приглашенные докладчики:

  • Сергей Иванович Головащенко к.филос.н., доцент, доцент кафедры философии и религиоведения Национального университета «Киево-Могилянская академия», руководитель сертификатной программы по религиоведению.
  • Петр Октаба – PhD, преподаватель Института религиозных наук св. Фомы Аквинского, преподаватель в Kolegium Filozoficzno-Teologiczne Polskiej Prowincji Dominikanów.
  • Денис Сергеевич Кондюкдекан факультета «Богословие и христианское служение» Украинской евангельской семинарии богословия.
  • Александр Иванович Бабийчук – генеральный секретарь Украинского Библейского Общества.
  • Анатолий Васильевич Райчинецдиректор отдела внешних отношений Украинского Библейского Общества, заместитель главного секретаря УБО.

Во время работы конференции состоится презентация монографии Сергея Ивановича Головащенко «Дослідження та викладання Біблії в Київській духовній академії ХІХ – початку ХХ століття».

По всем вопросам, касающихся семинара, можно обращаться по электронному адресу
irinekaplan @ gmail . com или по телефону: +38 066 844 41 08 (Каплан Ирина).

вторник, 9 октября 2012 г.

OCI & EAAA “Традиционные и альтернативные формы богословского образования”

1-4 октября 2012 г. в Московской богословской семинарии под эгидой Overseas Council International и Евро-Азиатской аккредитационной ассоциацией евангельских учебных заведений состоялся Институт повышения квалификации на тему "Традиционные и альтернативные формы богословского образования". В Институте приняли участие 35 евангельских учебных заведений: 35 деканов, 17 ректоров и 28 ведущих преподавателей и сотрудников богословских учебных заведений из девяти стран.

Темы и пленарные докладчики Института повышения квалификации:

  1. "Изменение образовательных парадигм в богословском образовании". Scott Cunningham -- международный директор Института повышения квалификации Overseas Council International (http://overseas.org).
  2. "Формы образования в учебных заведениях ЕААА. 21 причина искать вдохновение в стационарной форме богословского образования". Тарас Дятлик -- координатор отдела развития образования в ЕААА, региональный директор Overseas Council International по Евразии (http://overseas.org).
  3. "Особенности успешной реализации заочной формы образования". Александр Гейченко -- проректор по учебной части Одесской богословской семинарии (http://odessasem.com).
  4. "Особенности успешной реализации онлайн-образования". Алексей Горбачев -- ректор Евроазиатской богословской семинарии (Москва, http://www.etsem.org), Сергей Санников -- президент Евро-Азиатской аккредитационной ассоциации (http://e-aaa.info).
  5. "Переход от классических к альтернативным формам богословского образования: инновации и современные тенденции". Игорь Петров -- директор магистерской программы Видеосеминарии Святой Троицы (Курск, http://www.russiadistancelearning.com).
  6. "Особенности успешной работы в филиалах и учебно-консультативных центрах". Роман Соловий -- координатор Исследовательского центра ЕААА "Slavic Research and Resource Center" (http://research.e-aaa.info).
  7. "Особенности успешной интеграции различных форм образования в одном учебном плане". Fritz Deininger -- координатор программы развития академических деканов в Международном совете по евангельскому богословскому образованию (http://icete-edu.org).

В качестве примеров осуществления различных различных форм богословского образования выступили следующие евангельские учебные заведения:

  1. Стационарная форма: Теолого-педагогический колледж (Кишинев, Молдова, ) и Украинская евангельская семинария богословия (Киев, Украина).
  2. Заочная форма: Минская богословская семинария (Беларусь) и Одесская богословская семинария (Украина).
  3. Онлайн-образование: Школа "Снаряжение" (США) и Консорциум "Богословие онлайн" (Евразия).
  4. Филиалы и учебно-консультативные центры: Санкт-Петербургский христианский университет (Россия) и Львовская богословская семинария (Украина).
  5. Альтернативные формы: "Школа без стен" (Ассоциация "Духовное возрождение") и Видеосеминария Святой Троицы (Курск, Россия).

Во время практических занятий рассматривались следующие вопросы, касающиеся традиционных и альтернативных форм богословского образования в контексте Восточной Европы:

  1. Определение и особенности данной формы образования. Организация учебной деятельности.
  2. Методы обучения. Возможные особенности разработки и преподавания предмета. Практические занятия, творческие задания.
  3. Ключевые теоретические и практические компетенции преподавателя.
  4. Особенности взаимодействия преподавателя и студента для достижения результатов обучения (повышение уровня знаний и развитие определенных компетенций).
  5. Проверка и оценка знаний и навыков студента. Методы контроля учебной деятельности.
  6. Преимущества и недостатки форм образования в изменяющемся мире образования.
  7. Инновации и современные тенденции, касающиеся данной форм образования.

Дополнительные материалы (ссылки даны в формате http://tinyurl.com):

В ближайшее время вашему вниманию будут предоставлены рабочие материалы Института-2012 “Традиционные и альтернативные формы богословского образования”.

КРАТКАЯ СПРАВКА. С 1999 г. в Институте Overseas Council International приняло участие свыше 1150 христианских лидеров и преподавателей из 236 богословских учебных заведений 96-ти стран мира. Миссия Института OCI в партнерстве с ЕААА — способствовать объединению и профессиональному развитию специалистов в сфере богословского образования в Евразии через информационно-консультационные мероприятия, тренинги и повышение уровня квалификации. Регулярное повышение квалификации является ключевым фактором развития богословского учебного заведения, поскольку руководители, преподаватели и сотрудники вуза систематизируют свои теоретические и практические знания и навыки, получают новую информацию и обучаются выполнению новых задач, что также позволяет принимать более эффективные решения в постоянно изменяющемся мире образования. Институт OCI — это также уникальная возможность пообщаться с коллегами по богословскому образованию из других стран, регионов и учебных заведений, поделиться своим опытом и узнать о разнообразии опыта других школ, познакомиться с возможными партнерами для осуществления текущих и новых проектов.

вторник, 17 июля 2012 г.

ИНСТИТУТ-2012: ТРАДИЦИОННЫЕ И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФОРМЫ БОГОСЛОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Overseas Council International и Евро-Азиатская аккредитационная ассоциация евангельских учебных заведений приглашают на очередной ежегодный Институт повышения квалификации на тему «Традиционные и альтернативные формы богословского образования», который состоится на базе Московской богословской семинарии с 1 по 4 октября 2012 г.

5 октября 2012 г. состоится семинар на тему «Academic writing and publishing» с участием современного немецкого богослова д-ра Армина Баума, автора многочисленных публикаций в области богословия Нового Завета.

К участию в Институте повышения квалификации приглашаются, прежде всего, преподаватели, деканы факультетов, проректоры по учебной работе и ректоры богословских учебных заведений, а также те, кто активно вовлечен в процесс богословского образования в Восточной Европе.

СОДЕРЖАНИЕ ИНСТИТУТА-2012

Основные темы, которым будут посвящены пленарные доклады с дискуссиями, включая практические примеры (case studies от двух до четырех учебных заведений), а также практические занятия (workshops) по трансформации предмета под определенную форму образования:

  • очная форма образования,
  • заочная форма образования,
  • альтернативные формы образования (online и интерактивная, модульная, вечерняя, в филиалах и учебно-консультативных центрах, видео-семинары, по почтовой переписке, life-long learning и др.).

Во время пленарных докладов планируется рассмотреть следующие вопросы, касающиеся традиционных и альтернативных форм богословского образования в современном мире в контексте Восточной Европы:

  1. Определение и особенности данной формы образования. Организация учебной деятельности.
  2. Методы обучения (пассивные, активные, интерактивные, эвристические, и др.). Возможные особенности разработки и преподавания предмета. Практические занятия, творческие задания.
  3. Ключевые теоретические и практические компетенции преподавателя для данной формы образования.
  4. Особенности взаимодействия преподавателя и студента для достижения результатов обучения (повышение уровня знаний и развитие определенных компетенций).
  5. Проверка и оценка знаний и навыков студента. Методы контроля учебной деятельности.
  6. Преимущества и недостатки данной формы образования в изменяющемся мире образования.
  7. Инновации и современные тенденции, касающиеся данной формы образования.

КАК ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ НА ИНСТИТУТ?

Для регистрации необходимо заполнить электронную заявку на участие, пройдя по ссылке. Заявку также можно оформить через сайт ЕААА (см. в правом верхнем углу).

Об условиях участия в Институте вы можете прочитать во вложенном файле "Письмо-приглашение на Институт 2012".

Ожидается, что участники Института повышения квалификации привезут с собой в электронном или печатном виде подробные планы предметов (которые они преподают в настоящее время, независимо от формы образования) для эффективного участия в практических занятиях (workshops). Шаблон плана предмета прилагается.

С дополнительными вопросами относительно участия в Институте повышения квалификации вы можете обращаться к Тарасу Дятлику по адресу tdyatlik @ e-aaa . info.

КРАТКАЯ СПРАВКА ОБ ИНСТИТУТЕ

С 1999 г. в Институте Overseas Council приняло участие свыше 1150 христианских лидеров и преподавателей из 236 богословских учебных заведений 96-ти стран мира. Дополнительная информация об Institute for Excellence in Christian Leadership Development.

Миссия Института OCI в партнерстве с ЕААА — способствовать объединению и профессиональному развитию специалистов в сфере богословского образования в Евразии через информационно-консультационные мероприятия, тренинги и повышение уровня квалификации.

Регулярное повышение квалификации является ключевым фактором развития богословского учебного заведения, поскольку руководители, преподаватели и сотрудники вуза систематизируют свои теоретические и практические знания и навыки, получают новую информацию и обучаются выполнению новых задач, что также позволяет принимать более эффективные решения в постоянно изменяющемся мире образования.

Институт OCI — это также уникальная возможность пообщаться с коллегами по богословскому образованию из других стран, регионов и учебных заведений, поделиться своим опытом и узнать о разнообразии опыта других школ, познакомиться с возможными партнерами для осуществления текущих и новых проектов.

Будем рады ответить на Ваши вопросы, а также услышать от Вас любые предложения относительно содержания Института, пленарных докладчиков и богословских учебных заведений для практических примеров традиционных и альтернативных форм богословского образования!

пятница, 29 июня 2012 г.

Чому я все-таки отримую протестантську богословську освіту?

Олексій Гордєєв
http://al-friendster.livejournal.com/20448.html

 

Як відомо, протестантська освіта у пострадянській країні – це річ майже незбагненна. На відміну від православних або католицьких семінаристів, випускник протестантського ВНЗ не отримує приходу чи парафії як такої, адже духовний потомок Лютера, Кальвіна і Цвінглі отримує науковий ступінь (бакалавр\магістр), який пострадянськими державами майже одностайно не визнається. Це вимушує молодих людей та гарних дівчин або шукати вихід на кордон, або з певними труднощами працевлаштовуватись, про що я вже писав. Звичайно, як правило апелюють до того, що «бачили очі те, що брали», але вже час визнати, що і архітектори сучасної протестантської освіти (ЕААА, ЕЕАА – неодмінно!), і студенти несуть паритетну відповідальність. Але пост не про це.

Чому все ж таки я, не будучи священнослужителем і працюючи на світському підприємстві, продовжую отримувати протестантську богословську освіту вже на рівні магістру? Невже ж бракує двох бакалаврів?

  1. Я глибоко переконаний у свій місії як провідника християнського світогляду. Це знаходиться, якщо використовувати піраміду Маслоу, десь на її вершині. Отже, неважливо чи буду я священнослужителем або штатним працівником у церкві, що отримує за «Слово» з\п, - від моєї підготовки та здатності розуміти людину та її духовно-інтелектуальні запити частково залежить її духовне майбутнє. На цьому фоні сатисфакція нижчих сходинок піраміди Маслоу, звичайно, страждає. У моєму випадку магістерська програма, за вмілий менеджмент якої я дуже вдячний Євангельській реформатській семінарії України, коштує мені двотижневої неоплачуваної відпустки на кожні 3-4 місяці + недоотриманого прибутку (моя робота пов'язана з продажами інформаційних систем) + часу на опрацювання різних академічних завдань, який я міг би витратити на перегляд фільму про Джеймса Бонда, наприклад. Отже, тут я протестант до кісткового мозку: як відомо, активна місіонерська та просвітницька само ідентифікація історично властива саме протестантським спільнотам. Своєю освітою я намагаюсь не перервати цю традицію.
  2. Як якось сказав мій друг jesfor, «сьогодні собівартість одного навернення більша за 90-ті роки». За цим місіонерським неподобством J стоїть серйозне питання: місіонерський кураж та певні фінансово-гуманітарні ресурси на цей час вже не мають такої ваги, як після відродження Української держави. Отже, я намагаюсь втілити давній протестантський ідеал – загальне священство. Отже, кожний член церкви – це духовно зріла людина, яка знає, чому+як+кому вона вірить, і може допомогти у цьому питанні іншим українським язичникам. Я працюю на підприємстві, де 100% мають вищу (або дві) освіти. Не мати систематичного уявлення про Бога, Церкву, своє богослов'я та чимало інших речей у такому контексті – є самозакоханістю і банальною лінькою. До речі,  я не дуже впевнений, що зможу імплементувати результати освіти у церкві. Наприклад, я місяці 3-4 потому запропонував одному з пасторів моєї церкви Нове Життя свої «послуги» з ведення групи для тих, хто вирішив охреститись, катехуменів.  До цих пір розглядають… Йдемо до німецької університетської моделі богослов'я.
  3. Я не надто впевнений, що можу самостійно підтримувати в собі інтерес до наукових питань, саморозвитку та бажання дізнаватись про щось нове. У цьому плані навчання будь-де трохи організує та вводить «елементік прінуждєнія». Систематичне навчання тримає інтелектуальний рівень у тонусі. Якщо б так мислили всі, то діяльність росіянина Володимира Солодовнікова, відомого критика «пещєрного» інтелектуального рівня російських баптистів, була б зайвою. А так…

Коли після школи я вступав до одного християнського ВНЗ, я мріяв про роботу у церковній структурі, де міг би використовувати власні аналітичні здібності та знання німецької та англійської. Який наїв! Тепер мені вже відомо, що вітчизняні церковні структури – це несвідомий крок до професійної анігіляції. Отже, на мій погляд, сьогодні богословська освіта не дає майже ніяких матеріальних привілеїв, але дозволяє бути на одному рівні з високо розвинутим технологічним суспільством. Якщо ви, звичайно, вчитесь у «правильному» університеті.

суббота, 28 апреля 2012 г.

Цитаты из книги “У войны не женское лицо”

Svetlana AlexievichПерсональная страница Светланы Алексиевич: http://alexievich.info.

Светлана Алексиевич о книге “У войны не женское лицо”:

На фронтах Великой Отечественной войны в Советской армии воевало более 1 миллиона женщин. Не меньше их принимало участие в партизанском и подпольном сопротивлении. Им было от 15 до 30 лет. Они владели всеми военными специальностями – летчицы, танкистки, автоматчицы, снайпера, пулеметчицы... Женщины не только спасали, как это было раньше, работая сестрами милосердия и врачами, а они и убивали. В книге женщины рассказывают о войне, о которой мужчины нам не рассказали. Такой войны мы не знали. Мужчины говорили о подвигах, о движении фронтов и военачальниках, а женщины говорили о другом – как страшно первый раз убить...или идти после боя по полю, где лежат убитые. Они лежат рассыпанные, как картошка. Все молодые, и жалко всех – и немцев, и своих русских солдат. После войны у женщин была еще одна война. Они прятали свои военные книжки, свои справки о ранениях – потому что надо было снова научиться улыбаться, ходить на высоких каблуках и выходить замуж. А мужчины забыли о своих боевых подругах, предали их. Украли у них Победу. Не разделили.

Интервью Светланы Алексиевич на “Радио Свобода”:

А полностью безопасным общество уже никогда не будет. Мы можем его сделать только более безопасным. И только любовью.

Серия передач “У войны не женское лицо” (на Youtube.com):

Цитаты из книги Светланы Алексиевич
“У войны не женское лицо”

В школе нас учили любить смерть. Мы писали сочинения о том, как хотели бы умереть во имя... Мечтали...

У "женской" войны свои краски, свои запахи, свое освещение и свое пространство чувств. Свои слова. Там нет героев и невероятных подвигов, там есть просто люди, которые заняты нечеловеческим человеческим делом.

[Человек] Прошел путь вверх и путь вниз - от ангела к зверю.

Чувства и язык образованных людей, как это ни странно, часто больше подвержены обработке временем. Его общей шифровке. Заражены чужим знанием. Общим духом.

Человек больше войны...

Вопрос Достоевского: сколько человека в человеке, и как этого человека в себе защитить?

По меньшей мере три человека участвуют в разговоре [воспоминании]: тот, кто рассказывает сейчас, и тот, кто был этим человеком тогда, в момент события, и я.

Невозможно приблизиться к реальности вплотную, лоб в лоб. Между реальностью и нами - наши чувства.

Дрожание вечности. То, что есть в человеке всегда.

Мне интересно не само событие, а событие чувств. Скажем так - душа события. Для меня чувства - реальность.

А как объяснить ребенку войну? Объяснить смерть? Ответить на вопрос: почему там убивают?

Женская память о войне самая "светосильная" по напряжению чувств, по боли.

В центре всегда то, как невыносимо и не хочется умирать. А еще невыносимее и более неохота убивать, потому что женщина дает жизнь. Дарит. Долго носит ее в себе, вынянчивает. Я поняла, что женщинам труднее убивать...

Мужчины... Они неохотно впускают женщин в свой мир, на свою территорию...

Человек больше всего виден и открывается на войне и еще, может быть, в любви. До самых глубин, до подкожных слоев. Перед лицом смерти все идеи бледнеют, и открывается непостижимая вечность, к чему они сами бывают не готовы.

Еще раз убедилась, что наша память - далеко не идеальный инструмент. Она не только произвольна и капризна, она еще на цепи у времени, как собака.

Уже два года я получаю отказы из издательств. Молчат журналы. В отказах приговор всегда одинаков - слишком страшная война. Много ужаса. Натурализма. Нет ведущей и направляющей роли коммунистической партии... Одним словом, не та война... Какая же она - та?

Я собираю, выслеживаю человеческий дух там, где страдание творит из маленького человека большого человека.

Так в чем же мой конфликт с властью? Я поняла - большой идее нужен маленький человек, ей не нужен он большой. Для нее он лишний и неудобный. Трудоемкий в обработке. А я его ищу... Ищу маленького большого человека.

Мы еще не знали (или забыли), что революция - это всегда иллюзия, особенно в нашей истории.

Те, кто был на войне, вспоминают, что гражданский человек превращается в военного за три дня. Почему достаточно всего трех дней?

Больше всего ранит то, что мы изгнаны из большого прошлого в невыносимо маленькое настоящее.

Из разговора с цензором: "Это - ложь! Это клевета на нашего солдата, освободившего пол-Европы. На наших партизан. На наш народ-герой. Нам не нужна ваша маленькая история, нам нужна большая история. История Победы. Вы никого не любите! Вы не любите наши великие идеи. Идеи Маркса и Ленина."

Я - учитель истории... На моей памяти учебник истории переписывали три раза. Я учила по трем разным учебникам... Что после нас останется? Спросите нас, пока мы живы. Не придумывайте потом нас. Спросите...

Вокруг много людей, но ты всегда одна, потому что человек всегда одинок перед смертью.

Не женское это дело - ненавидеть и убивать.

Разве могут быть цветными фильмы о войне? Там все черное. Только у крови другой цвет... Одна кровь красная...

"Ну что вы умеете? Что вы будете делать на войне?" А мы не понимали. Перед нами такого вопроса не стояло: что мы будем делать? Хотели воевать - и все. До нас не доходило, что воевать - это что-то уметь делать. Что-то конкретное.

Кончилась война, у меня было три желания: первое - наконец я не буду ползать на животе, а стану ездить на троллейбусе, второе - купить и съесть целый белый батон, третье - выспаться в белой постели и чтобы простыни хрустели. Белые простыни..."

На войне, как говорится, ты наполовину человек, а наполовину зверь.

Жалко было только нашу маму. Из красавицы она мгновенно превратилась в старую женщину, очень обиженную на судьбу, она не могла жить без папы.

Мы возмущались, когда командир отделения, младший сержант Гуляев, имевший четырехклассное образование, учил нас уставу и произносил неправильно отдельные слова. Нам казалось: чему он может научить? А он учил нас, как не погибнуть...

Жутко вспомнить, каким кошмарным был первый марш. Я готова была совершить подвиг, но не готова была вместо тридцать пятого носить сорок второй размер. Это так тяжело и так некрасиво!

Спросите меня: что такое счастье? Я отвечу... Вдруг найти среди убитых - живого человека..."

"Ты спрашиваешь, что на войне самое страшное? ... Самое страшное для меня на войне - носить мужские трусы. Вот это было страшно. И это мне как-то... Я не выражусь... Ну, во-первых, очень некрасиво... Ты на войне, собираешься умереть за Родину, а на тебе мужские трусы. В общем, ты выглядишь смешно. Нелепо.

Мужчины закалывают друг друга. Добивают. Доламывают. Бьют штыком в рот, в глаз... В сердце, в живот... И это... Как описать? Я слаба... Слаба описать... Одним словом, женщины не знают таких мужчин, они их такими дома не видят. Ни женщины, ни дети.

"Столько видела отрезанных рук и ног... Даже не верилось, что где-то есть целые мужчины. Казалось, что все они или раненые, или погибли..."

- А любовь была на войне? - спрашиваю я.
- Среди фронтовых девчонок я встречал много красивых, но мы не видели в них женщин.

Дар слез, женский дар...

я не раз сталкивалась с этими двумя правдами, живущими в одном человеке: собственной правдой, загнанной в подполье, и чужой, вернее нынешней, пропитанной духом времени. Запахом газет. Первая редко могла устоять перед тотальным натиском второй.

И даже определилась закономерность: чем больше слушателей, тем бесстрастнее и стерильнее рассказ. С оглядкой на то, как надо. ... Всякий раз меня поражало это недоверие к простому и человеческому, это желание подменить жизнь идеалом. Обыкновенное тепло - холодным сиянием.

Творили историю, но жили днем. Короткой памятью.

Магнитофон записывает слова, сохраняет интонацию. Паузы. Плач и растерянность. Я понимаю, что когда человек говорит, происходит нечто большее, чем остается потом на бумаге. Все время жалею, что не могу "записать" глаза, руки. Их жизнь во время разговора, их собственную жизнь. Отдельную . Их "тексты".

Вы себе представить не можете, как хорош женский смех на войне! Женский голос.

На войне я стал лучше... Несомненно! Как человек я стал там лучше, потому что там много страдания. Я видел много страдания и сам много страдал. И там неглавное в жизни стразу отметается, оно лишнее.

Я хочу... - медленно, почти шепотом выговаривает Ольга Васильевна. - Я хочу хотя бы один день прожить без войны. Без нашей памяти о ней... Хотя бы один такой день...

У нас, скажу я вам, забрали победу. Тихонько выменяли ее на обычное женское счастье. Победу с нами не разделили. И было обидно...

На фронте мужчины относились к нам изумительно, всегда оберегали, я не встречала в мирной жизни, чтобы они так относились к женщинам.

А спала дочка в чемодане... Фанерный чемодан, с которым муж вернулся с фронта, служил вместо люльки. Кроме любви, ничего в доме не было.

Бог не создал человека для того, чтобы он стрелял, он создал его для любви.

Я тебе объясню: страшно вспоминать, но куда страшнее не вспоминать".

Женская натура противится армейскому порядку. То она забыла, что ей приказано было сделать, то получила из дому письмо и все утро проплакала. Накажешь, а другой раз отменишь наказание - жалко.

Я слышу слово: "Война!" И думаю: "Какая война, если у нас завтра в институте экзамен? Экзамен - это так важно. Какая может быть война?"

Человек умирает, но все равно не думает, не верит, что он умирает. А ты видишь, как из-под волос идет желтый-желтый цвет, как тень сначала движется по лицу, потом под одежду... Он лежит мертвый, и на лице какое-то удивление, будто он лежит и думает: как это я умер? Неужели я умер?

У человека на войне стареет душа. После войны я уже никогда не была молодой... Вот - главное. Моя мысль...

Война как была, может быть, одной из главных человеческих тайн, так ею и осталась.

Путь только один - полюбить человека. Понять его любовью.

Как бы я ни любила смотреть на небо или на море, все равно больше меня завораживает песчинка под микроскопом. Мир одной капли. ... Как назвать малое малым, а большое большим, когда то и другое так бесконечно? Я уже давно их не различаю. Для меня один человек - это так много. В нем есть все - можно затеряться.

Если мужчины видели женщину на передовой, у них лица становились другими, даже звук женского голоса их преображал.

Война убивает время, драгоценное человеческое время. ... Больше всего на войне мне было жалко время...

Но красивых девочек жалели на войне, жалели больше. Это правда. Их жалко было хоронить...

Во сне в секунду укладывается то, что в жизни требует годы.

О чем бы женщины не говорили, даже о смерти, они всегда вспоминали (да!) о красоте, она являлась неистребимой частью их существования: "Она лежала в гробу такая красивая... Как невеста..."

На войне требуются солдаты и только солдаты. Нужен был солдат... А хотелось быть еще красивой...

Мужчины как-то очень трудно голод переносили. Голод для них был страшнее смерти...

Организм до такой степени перестраивался, что мы всю войну не были женщинами. Никаких у нас женских дел... Месячных... Ну, вы сами понимаете... А после войны не все смогли родить...

Не верилось. что когда-нибудь можно будет встать и идти по земле, а не ползти. Это мечта была!

Хотели ли мы на фронте быть похожими на мужчин? Первое время очень хотели: сделали короткие стрижки, даже походки изменили. А потом нет, шиш! Потом так захотелось краситься, сахар не ешь, а бережешь, чтобы челочку им накрахмалить. Мы были счастливы, когда доставали котелок воды вымыть голову.

А к брюкам у меня до сих пор отвращение, я их не надеваю даже тогда, когда еду в лес. За грибами, за ягодами. Хотелось носить что-то обыкновенное, женское..."

А как быть мужчиной [если ты женщина]? Невозможно быть мужчиной. Наши мысли - это одно, а наша природа - это другое. Наша биология...

Стыд был страшнее смерти.

"Женщина на флоте... Это было что-то запретное, даже неестественное. Считалось, что она приносит несчастье на корабле.

"Разве я найду такие слова? О том, как я стреляла, я могу рассказать. А о том, как плакала, нет. Это останется невысказанным. Знаю одно: на войне человек становится страшным и непостижимым. Как его понять?

Страдание - особый вид знания. Есть что-то в человеческой жизни, что другим путем невозможно передать и сохранить, особенно у нас. Так устроен наш мир, так устроены мы.

Любовь - единственное личное событие человека на войне. Все остальное общее - даже смерть.

Только русская женщина, уезжая на курорт, может взять в собой военный билет и думать, что, если что такое, она сразу пойдет в военкомат.

До войны мы не успели даже поцеловаться. Мы строже смотрели на эти вещи, чем нынешние молодые люди. Поцеловаться для нас было - полюбить на всю жизнь.

Наша любовь не делилась на сегодня и на завтра, а было только - сегодня. Каждый знал, что ты любишь сейчас, а через минуту или тебя или этого человека может не быть. На войне все происходило быстрее: и жизнь, и смерть. За несколько лет мы прожили там целую жизнь. Я никогда никому не могла это объяснить. Там - другое время...

Первые пеленки нюхала-нюхала, не могла нанюхаться. Запахи счастья... Женского... На войне нет женских запахов, все они - мужские. Война по-мужски пахнет.

Я наказана... За что? Может, за то, что убивала? И так подумаю... В старости много времени... Думаю и думаю. Утром стою на коленях, смотрю в окно. И прошу Бога...

Мертвые молчат... Если бы мы знали, что нам могут рассказать мертвые? Могли бы мы жить? Плачу и плачу. У меня слезы вместо слов..."

Счастье за горами, а беда за плечами...

Мама моя так говорила: как помру, не знаю, что с душой будет, а руки - так отдохнут.

Видела, как маленький Коленька, ему не было года, мы его учили слову "мама", как он, когда его [фашисты] забирали у матери, понял сверхъестественным образом, что лишается ее навсегда, и закричал первый раз в своей жизни: "Мама!" Это было не слово или не только слово...

Умереть - проще всего. А вот жить...

Платье, в котором я была в гестапо, мама держала у себя. И когда умирала, оно у нее под подушкой было. До ее последнего часа...

“Я знаю, почему ты не ложишься, когда стреляют. Ты хочешь, чтобы нас вместе убили”. - Это ребенок мне говорил, четыре годика. А я не имела сил лечь, если я лягу, то уже никогда не встану.

И вот меня поразило, я и теперь об этом думаю, величие сердца матери. В таком великом горе, когда хоронят ее сына, у нее хватило сердца, чтобы оплакать и других сыновей... Оплакать, как родных..."

Моя дочь в пять лет читала молитвы, а не стихи. Тетя Даша учила, как надо молиться. Она молилась за папу и маму, чтобы мы остались живы.

Как объяснить ребенку? Как ему объяснить смерть... Я иду с сыном по улице, а лежат убитые - и по одну сторону и по другую.

Играет во дворе с детьми, придет вечером домой и спрашивает:
- Мама, что такое - папа?
  Я ему объясняю:
- Он беленький, красивый, он воюет в армии.

Кто был на войне, тот знает, что это такое - расстаться на день. На один всего день..."

Если не быть женщиной, то на войне не выжить. Я никогда не завидовала мужчинам.

Ночь. Барак. Заключенные лежат и разговаривают. Спрашивают друг друга: "За что посадили?" Один говорит - за правду, второй - из-за отца... А третий отвечает: "За лень". Как?! Все удивляются. Рассказывает: "Сидели вечером в одной компании и рассказывали анекдоты. Домой вернулись поздно. Жена спрашивает: "Сейчас пойдем донесем или утром?" - "Давай утром. Спать охота". А утром за нами пришли..."

Хватило нам, фронтовым девчонкам. И после войны досталось, после войны у нас была еще одна война. Тоже страшная. Как-то мужчины оставили нас. Не прикрыли. На фронте по-другому было.

Я никогда не покупала и не дарила детям военных игрушек. Ни своим, ни чужим. Однажды в дом кто-то принес военный самолетик и пластмассовый автомат. Тут же выбросила на помойку... Немедленно! Потому что человеческая жизнь - это такой дар... Великий дар! Сам человек не хозяин этому дару...

Не может быть одно сердце для ненависти, а второе - для любви. У человека оно одно, и я всегда думала о том, как спасти мое сердце.