четверг, 7 июля 2011 г.

Когда разрешат Теологию?

С первых чисел июля начинается горячая пора для российских абитуриентов – вступительные экзамены. Только в одной Москве существует сразу несколько православных ВУЗов предлагающих образование по направлению «Теология». Закончив эту специальность выпускник-теолог не может пойти в теологическую аспирантуру, потому что пока, таких аспирантур просто не существует. Когда теологам разрешать защищать диссертация и когда теологию признают за науку, мы спросили у проректора Православного Свято-Тихоновского Гуманитарный Университета по научной работе.

Выбирая богословскую специальность, вчерашний школьник редко задумывается: что ждет его, как специалиста, после окончания ВУЗа, если он выберет для себя научное поприще? К сожалению, до сих пор не существует «теологической» аспирантуры, государство, разрешив готовить «специалистов» и «магистров» по направлению «теология» до сих пор так и не позволило открыть теологам собственную аспирантуру, не внесла теологию в список «официальных» специальностей ВАК. О перспективах теологического образования и о перспективе защиты богословских диссертаций в системе светского образования мы поинтересовались у проректора Православного Свято-Тихоновского Государственного Университета по научной работе священника Константина Польскова.

Сложно сказать, когда теология получит «права гражданства» в государственной системе научной аттестации и богословские степени будут приравнены к светским. Мы ждем этого уже очень долго. Несмотря на все неудачи прошедших лет я по-прежнему остаюсь в этом вопросе оптимистом. Но дать точные прогнозы о том, когда это произойдёт, я не решусь.

  • Появление Богословия или Теологии в номенклатуре научных специальностей Высшей аттестационной комиссии (ВАК), то есть тех, по которым научные степени признаются государством, – будет восстановлением исторической справедливости. До революции Российское государство признавало степени, присуждаемые духовными академиями, это во-первых.
  • Во-вторых, уже почти 20 лет в российских светских ВУЗах существует специальность «теология». По этой специальности ВУЗы готовят бакалавров, магистров теологии, но научная и образовательная «вертикаль» оказывается недостроенной, так как после степени «магистр» должен идти «кандидат наук», а защитить кандидатскую или докторскую диссертацию и получить признаваемую государством научную степень у нас по-прежнему невозможно. На сегодня это, пожалуй, единственный в российской научно-образовательной системе случай такого несоответствия. Такое положение дел осложняет процесс «воспроизводства» научно-педагогических кадров высшей квалификации, которые должны работать в вузах на теологических кафедрах.
  • В-третьих, это позволит церковным учёным работать на равных со своими светскими коллегами, а церковная наука будет, наконец, признана всем научным сообществом. Я думаю, что такое признание будет в целом полезно Церкви.

Казалось бы, сегодня диссертации по истории Церкви можно защищать в исторической аспирантуре, по истории богословия – в философской, по агиографии – в филологической. Зачем же тогда теологам нужна отдельная научная специальность? У меня есть собственный опыт светской защиты, и я могу сказать, что защищаться в диссоветах по «смежным» специальностям – это не то решение, которое снимет все вопросы и разрешит все проблемы. На этом пути их возникает ещё больше. Многие богословские темы очень сложно «подогнать» под существующие паспорта научных специальностей. Если мы ограничим наше исследование рамками одной лишь филологии, или философии, или истории, мы неизбежно потеряем значительную часть материала, да и собственно богословскую проблематику. Все-таки методология богословской науки отличается от исторической, филологической, философской и любой другой смежной, хотя и имеет с ними много общего. В чем различие? Если очень кратко, то можно сказать, что отличие заключается в том, как учёный проводит герменевтическую по своей сути процедуру исследования изучаемого предмета. Богослов изучает его не только как актуально существующий, но и в перспективе того, насколько в нем отражается замысел Божий и того, каким он по этому замыслу призван быть. Если, скажем, религиовед в своих исследованиях исходит из так называемого «методологического атеизма», то есть он рассуждает, вне зависимости от своих личных убеждений, как человек, для которого Бога как бы не существует. Предполагается, что факт личной религиозности никак не должен отражаться на тех выводах которые делает исследователь. Теология или богословская наука рассматривает те же памятники религиозной культуры, что и религиоведение, но не с позиции «внешнего» наблюдателя, а «изнутри», то есть с позиции человека, который является членом Церкви и сам имеет внутренний духовный опыт. Теолог сопоставляет изучаемые памятники не просто с культурным окружением, но с духовным опытом Церкви. Конечно, такая постановка вопроса может вызвать множество вопросов, но современная европейская философия науки, во всяком случае, в области гуманитарных исследований, совершенно не исключает такого подхода. Об этом писал Бернард Лонерган, один из крупнейших католических философов и богословов XX века. По-сути ни один исследователь, даже стоящий на позициях «методологического атеизма» не свободен от собственных убеждений, от собственного опыта, предпочтений, в конце концов убеждений, идеологии. Сегодня в философии науки различают понятия «объективный» и «объективистский». Работа учёного-богослова может и должна быть «объективной», то есть отвечающей общепринятым требованиям научности, строящейся, так сказать, в соответствии с современным каноном научного исследования. Но нужно ли требовать от богослова «объективистского» отсутствия живой веры, каких-либо внутренних предпосылок, личной заинтересованности и даже причастности к изучаемому явлению?

За рубежом, как известно теология есть практически во всех крупных западных университетах, в Оксфорде, например. Там присваиваются соответствующие степени «Doctor of Divinity (D.D. от латинского Divinitatis Doctor). Сразу нужно заметить, что западная система присуждения научных степеней отличается от российской, там нигде нет аналога Высшей аттестационной комиссии, которая, как у нас утверждает на государственном уровне учёную степень. Западные университеты имеют право самостоятельно присваивать степень «кандидата» и «доктора». Поэтому они сами присуждают степени «кандидата теологии» и «доктора теологии», признаваемые государством, не проходя никакую дополнительную государственную комиссию. Конечно, в этом смысле западная практика лучше, и, я думаю, что раньше или позже и мы тоже к ней придём. Но на сегодняшний день у нас в стране ВАК продолжает существовать. Официальное признание учёных степеней по-прежнему проходит через него. И мы лишь хотим, чтобы и на теологию была распространена общая для всех научных специальностей практика. Как только государство упразднит ВАК и передаст право присваивать учёные степени университетам, мы вместе со всем научным сообществом перейдём на эту систему. И здесь вопрос не только формального статуса. Ведь защита диссертации – это официальная, я бы сказал общественно-научная процедура. Мы не боимся открытых дискуссий. Если каждая теологическая диссертация будет проходить через такую защиту – это пойдет и на пользу самой богословской науке. Исследователям придется более строго придерживаться общепринятых в научном сообществе норм и всех тех высоких критериев, которым, должна отвечать работа исследователя. Я уверен, что уже и сейчас этому соответствуют многие наши диссертации.

Дмитрий Ребров
http://www.nsad.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий