четверг, 11 ноября 2010 г.

Богу – кесарево, кесарю – Богово. Пути украинских протестантов во власть

http://www.religion.in.ua

Постсоветские протестанты активно вливаются в политический процесс: часто путем идеологического обслуживания власти, иногда противостоя ей и еще реже строя конструктивный диалог.

Глядя на «золотой век» Реформации и оценивая роль христианских церквей в истории США, некоторые представители протестантских кругов (на постсоветском пространстве) стали пытаться активно вливаться в политический процесс, как на национальном, так и на международном уровне. Мощным мотивационным фактором явились религиозные преследования и достаточно высокий уровень ксенофобии в постсоветском обществе, где еще имеют место коммунистические мифы о «сектантах».

Попытка «номер раз»

Первопроходцем на «политической протестантской ниве» стал одиозный пастор, лидер международного союза церквей «Новое поколение» (часто именуемое «движением») Алексей Ледяев. (Интересный факт – члены «Нового поколения» не стесняются именовать своего духовного лидера «апостолом»). Выпустив в 2002 году свою книгу-манифест «Новый мировой порядок» он попытался объяснить не только целесообразность, но и необходимость участия христиан в политической жизни своих стран: для установления Божьего царства на земле. Однако дальше деклараций у Ледяева дело не пошло, хотя ошибочно в странах СНГ именно с ним ассоциируют создание Латвийской первой партии (или «партии священников»).

Наиболее резонансным фактом продвижения «своих людей» во власть стала неожиданная победа в 2006 году на выборах мэра Киева Леонида Черновецкого, обошедшего всемирно известного боксера Владимира Кличко. Тогда старший пастор (которого в будущем тоже станут именовать «апостолом») церкви «Посольство Божье» Сандей Аделаджа оказал серьезную поддержку не настолько популярному кандидату. Члены церкви были главными агитаторами среди социально незащищенных слоев, чем и обеспечили победу над боксером. Кроме мэра в церкви нигерийского проповедника были депутаты различных уровней – от районных рад до Верховной Рады.

Однако взаимоотношения политиков и протестантских служителей в Украине начались задолго до союза Черновецкого и Аделаджи. Еще в далеком 1997 году. Один из служителей харизматической церкви «Слово веры (ныне «Посольство Божье») Владимир Шушкевич благословил бывшего премьер-министра Павла Лазаренко и его партию «Громада» на политическую борьбу. Впоследствии, в 2006 году Лазаренко был осужден на тюремное заключение судом Сан-Франциско за вымогательство, мошенничество и отмывание денег.

Первый депутат-протестант

Уже упоминавшийся Шушкевич в 1998-м становится депутатом Верховной Рады Украины от Социал-демократической партии Украины (объединенной) и негласно получает условный титул «первого протестанта в Верховной Раде». Пробыв в парламенте лишь созыв, амбициозный пастор-депутат захотел вернуть себе былой статус. По его инициативе было «достигнуто согласие о необходимости создания при Партии Регионов Духовного Совета из состава высшего руководства евангельских протестантских церквей Украины», который потом получил название «Духовный совет Украины (ДСУ)», «представлявший интересы всех евангельско-протестантских Церквей Украины». А сам Шушкевич именовал себя уполномоченным координатором евангельских протестантских церквей Украины. Вышеназваный ДСУ объединил маргинальные протестантские церкви харизматического направления (Объединение Независимых Харизматических Христианских Церквей Украины (Полного Евангелия), Протестантская церковь Украины, «Посольство Божье»).

40% протестантов поддержало Януковича

Только образовавшись ДСУ начал активную политическую деятельность. На одном из первых заседаний в конце февраля этого года Владимир Шушкевичзаявил, что Виктора Януковича на выборах поддержало 3,5 тыс. протестантских церквей (всего в стране насчитывается более 8 тыс. зарегистрированных общин) и добавил: «С избранием нового президента украина получила от бога возможность достигнуть духовного, экономического, социального преуспевания».

Последующих ход событий набирал стремительные обороты. Уже через месяц председатель ДСУ В. Шушкевич по поручению президента Украины Виктора Януковича вручил именные благодарственные грамоты ряду епископов и старших пасторов объединений евангельско-протестантских церквей. В благодарности (почему-то отпечатанной не на официальном президентском, а на партийном бланке) содержались следующие слова В. Януковича:

«…Я чрезвычайно высоко ценю Вашу поддержку и помощь и надеюсь на успешное продолжение нашей совместной деятельности на пути утверждения Украины как сильного, процветающего государства – Украины для людей. Желаю Вам крепкого здоровья, жизненного благополучия, личного счастья и новых свершений на благо Украинского государства…»

Досталась заветная «грамота» и Сандею Аделадже, в которой новоизбранный президент высоко отметил роль церковного служителя в избирательной кампании:

«Аделаджа Сандей, искренне благодарю вас за активное участие в президентской кампании 2010 года. Ваш самоотверженный труд, высокое чувство долга и гражданская позиция, проявленные в непростых условиях политического противостояния, стали главным залогом нашей общей победы…»

Правда заместитель руководителя администрации президента Анна Германопровергнула этот факт.

За столь активное привлечение евангельских христиан на сторону кандидата-«регионала» Владимир Шушкевич получил пост советника первого вице-премьер-министра Украины Андрея Клюева.

Подобная риторика и развитие событий вызвали незамедлительную реакцию со стороны авторитетных протестантских союзов. Совет евангельских протестантских церквей Украины (СЕПЦУ), объединяющий около 80% протестантского сообщества Украины (включает крупнейшие союзы баптистов, пятидесятников, евангельских христиан, адвентистов и лютеран) выступил сосуждающим заявлением о недопустимости втягивания церквей в политическую деятельность.

Стремление протестантов выйти на политический олимп не ограничивалось только этими не всегда достойными формами. Перед выборами в Верховную Раду Украины и местные законодательные собрания проходили переговоры между пастором харизматической церкви «Город света» Дмитрием Масоном и крупным киевским бизнесменом Львом Парцхваладзе. Видимо до каких-то существенных соглашений дело не дошло.

«Христианский блок» идет в Раду

Годом позже накануне перевыборов в Верховную Раду в протестантской середе возникла идея создания собственной политической силы и непосредственного участия в избирательной кампании. Так возник «Христианский блок». Возглавил эту политическую силу епископ Объединенной евангельской церкви «Живого Бога» Сергей Балюк. Кроме него еще четыре человека из первой десятки являлись служителями церкви: пастор общины евангельских христиан баптистов Анатолий Кашуба, епископ донецкого региона независимых харизматических церквей Владимир Горбачев, старший пастор церкви «Эммануил» Виталий Вознюк и София Жукотанская, на тот момент являвшаяся помощником-консультантом народного депутата и пастором «Посольства Божьего». Блок с треском провалился на выборах, набрав 0,1%. Не помогла даже активная агитация среди протестантских церквей.

Есть и более маргинальные объединения, претендующие на влияние в протестантской среде. Одним из таких является партия «Праведность» во главе с Владимиром Еременко. Единственное, чем отметился господин Еременко – желанием судиться с Министерством образования по поводу преподавания в школах только теории эволюции. Кстати, в недавнем прошлом «Праведность» находилась в орбите «Посольства Божьего» и поддерживалась Сандеем Аделаджою. Но, в результате финансового скандала вокруг «Кингс Кепитал», как и многие отошел от нигерийского пастора. Сейчас «Праведность» придрейфовала к старшему епископу Собора независимых евангельских церквей Украины Анатолию Калюжному.

Равноправное сотрудничество с властью

Все-таки в Украине есть положительные примеры политиков и государственных деятелей из протестантской среды, которые своими профессиональными, деловыми и общественными достижениями привлекали внимание крупных политических партий.

Во время «премьерствования» Юлии Тимошенко наиболее влиятельным протестантом Украины считался Александр Турчинов, вице-премьер и правая рука главы правительства. Он старался поддерживать регулярные связи с протестантскими служителями в формате постоянных встреч. Особенно они учащались в преддверии выборов. Благодаря Блоку Юлии Тимошенко не один протестант занимал высокое положение в политической структуре страны. После внеочередных выборов 2007 года и до марта 2010 волынский бизнесмен Петр Кравчук занял пост заместителя министра транспорта и связи и председателя Государственной администрации автомобильного транспорта. Его сын Виталий Кравчук в это время руководил семейным бизнесом – украинско-немецким предприятием по транспортным перевозкам «Волынь-транс» – и был депутатом Луцкого городского совета.

В Одессе целый баптистский клан стоял во главе руководства местной партийной организации Юлии Тимошенко. Два компаньона Вячеслав Крук и Павел Унгурян успешно строили свою политическую карьеру как депутаты одесского горсовета. Второй возглавил молодежный комитет Всеукраинского Союза Церквей Евангельских Христиан-Баптистов и стал депутатом Верховной Рады. Павел Унгурян также является руководителем молодежного отдела Евро-азиатской федерации союзов ЕХБ. Он активно налаживает международные связи с внешним протестантским миром. В 2009 году возглавлял украинскую делегацию на очередном Национальном молитвенном завтраке в США, являющимся мощным лоббистским инструментом американских церквей и прекрасной формой коммуникации властей США с христианскими лидерами страны. Сейчас возглавляет в парламенте депутатскую группу «За духовність, моральність і здоров’я України», насчитывающую около 80 парламентариев с разных фракций.

Если Александр Турчинов покинул Кабинет министров после прихода к власти команды Януковича, то руководитель Государственного комитета Украины по делам национальностей и религий Юрий Решетников сохранил свой пост. Перед этим проработав проректором в Киевском христианском университете (ЕХБ) и заведующим отдела образования Всеукраинского Союза Церквей Евангельских Христиан-Баптистов, с 2005 года он состоял на государственной службе, работал в Секретариате Президента, Госдепартаменте по делам религий помощником-консультантом народного депутата. До своего назначения Ю. Решетников был помощником народного депутата и одним из руководителей партии «Христианско-демократический союз» (ХДС). В марте 2009 года назначен директором департамента по делам государственно-конфессиональных отношений и обеспечения свободы совести Госкомнацрелигий, позже возглавил комитет. После того как ХДС фактически купил бизнесмен Давид Жвания, дальнейшие перспективы Юрия Решетникова в партии весьма туманны.

Именно через «религиозное министерство» правительство Тимошенко пыталось заручиться поддержкой различных конфессий, а лично господин Решетников посещал протестантские общины (в частности, киевскую евангельскую церковь «Новая Жизнь») с отчетом о развитии церковно-государственных отношений, принимавшим форму политической агитации.

Пятидесятник Василий Онопенко, председатель Верховного Суда Украины тоже сохранил свой пост после смены власти. Персона Василия Онопенко не менее интересна для биографов. На заре украинской независимости он включился в политическую жизнь. Был руководителем ряда партий, неоднократным членом украинского парламента. В 1999 году участвовал в президентских выборах, заняв восьмое место (из тринадцати) и набрав 0,47% голосов.

Протестанты в местной власти

Если на национальном уровне картина более-менее прозрачная, то относительно присутствия протестантов в местных органах власти такой ясности нет. В зависимости от влиятельности местной церкви или наличия крупных бизнесменов и известных деятелей можно говорить о политической активности протестантов. Сильное положение (благодаря социальной работе)украинского отделения церкви «Новое поколение» в г. Первомайске (Николаевская область) обеспечило им представительство в местом законодательном собрании.

Высокий уровень влияния церкви «Спасение» пастора Пилипа Савочки в Вишневом (под Киевом) соответственно отражается в высокой лояльности местных властей к «нетрадиционной общине». Меценатская деятельность (строительство дорог, частной христианской школы) владельца агентства недвижимости «ИАВИС» Игоря Гармазонова создала местным пятидесятникам привилегированного положения в городе. Баптисты, кроме упоминавшийся Одессы, имеют мощное представительство в законодательных и исполнительных органах власти на Хмельниччине.

Благодаря известности и успешности в качестве общественного активиста, молодежный пастор Собора независимых евангельских церквей Украины Сергей Терентьев имеет неплохие шансы занять место депутата ровенского горсовета.

Пути украинских протестантов во власть различны. Кто-то, благодаря идеологическому обслуживанию, обещанию мобилизации протестантского электората, «выбивает» себе преференции. Другие же представляют из себя самодостаточные персоны и получают больше, чем красивые (но ничего не значащие) титулы советников или «филькины грамоты».

Количество протестантских общин на Дальнем Востоке в два раза превысило число приходов РПЦ

http://www.religion.in.ua

Дальний Восток теперь отличается от Центральной России по количеству «активных верующих» - протестантские движения опережают все «традиционные» для страны религии, включая православие и мусульманство, пишет Svpressa.ru.

Самые «протестантские» регионы Дальнего Востока — это Приморский и Хабаровский края. В Приморье зарегистрировано 178 общин различных направлений — пятидесятников, пресвитериан, евангелистов, адвентистов и десятка других. У Русской православной церкви в этом регионе — 89, ещё 3 прихода у старообрядцев и 6 — у католиков. Другие «традиционные» религии — мусульманство, иудаизм и буддизм — также представлены весьма скромно, 6 мечетей, 7 синагог и 4 буддистских пагоды.

В Хабаровском крае ситуация выглядит очень похоже: из 163 религиозных организаций 96 — протестантские. Причём число неортодоксальных приходов только увеличивается. А вот РПЦ сдаёт позиции — время от времени появляются новости о закрытии тех или иных приходов. В 2005 году Хабаровская епархия ликвидировала два прихода — в Комсомольске-на-Амуре и в поселке Березовка Хабаровского района. «На данный момент у церкви нет денег на содержание прихода с небольшим количеством прихожан», — сообщали в епархии. Сейчас в этом регионе у русской православной церкви осталось 48 отделений.

Кроме того, как сообщает «Независимая газета», протестантская активность распространяется и на регионы Сибири. Больше всего организаций этого толка в Красноярском крае — 111, Иркутской — 97 и Свердловской — 94 областях. Наибольшее распространение получает пятидесятничество, особенно харизматические Церкви в русле этого религиозного течения.

— На своём опыте наблюдений я бы делил миссионеров на две категории, - говорит Управляющий делами председателя Российского объединенного союза христиан веры евангельской, пастор Константин Бендас. - Многие священнослужители стали нам, русским, близки, выучили язык, получили гражданство, женились, завели тут детей, дети отслужили в армии. Они ассимилировались. Они привезли сюда не корейскую культуру, а Христа. Но часть пасторов по-прежнему смотрят на «местное население» свысока, язык не учат. Это наша «зона риска», к ним у нас достаточно жёсткое отношение, с такими мы сейчас прощаемся.

В РПЦ эту ситуацию официально комментировать затруднились. Руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Владимир Вигилянский объяснил Svpressa.ru, что он не комментирует взаимоотношения с «сектантами и протестантами».

среда, 10 ноября 2010 г.

В этом году в Украине критически мало выпускников школ

http://www.osvita.org.ua

Из-за демографической ситуации в 2011 году ожидается критически малое количество выпускников школ. Если в прошлом году на внешнее независимое оценивание (ВНО) в Украине зарегистрировали свыше 430 тысяч лиц, то в этом году прогнозируют лишь 270 тысяч. Об этом на пресс-конференции сообщила руководитель Львовского регионального центра оценивания качества образования (ЛРЦОКО) Лариса Середяк.

В ЛРЦОКО, который охватывает Львовскую, Волынскую и Ровенскую области, также ожидают значительное уменьшение участников ВНО. Если в прошлом году, по словам Л.Середяк, из этих трех областей для прохождения независимых тестов зарегистрировалось 48 тысяч участников, то в этом году в центре прогнозируют лишь 32 тысячи. "Это объясняется уменьшением количества выпускников общеобразовательных учебных заведений в связи с демографической ситуацией", - говорит Л.Середяк. "В УЦОКО, если я не ошибаюсь, в прошлом году на ВНО зарегистрировали свыше 400 тыс. участников, в этом году прогнозируют лишь 270 тысяч", - добавляет руководитель Львовского центра.

Однако и в этом есть свои позитивы. Как объясняет Лариса Середяк, абитуриенты будут иметь больше шансов поступить в избранные ВУЗы и также на бюджетную форму обучения с низшими баллами. ВУЗы вряд ли будут устанавливать высокую планку, правда Министерство образования может уменьшить госзаказ. Выпускники предыдущих лет также имеют больше шансов на поступление.

Следующий выпускной год - 2012 уже не будет таким "халявным". В этот год ожидают уже свыше 500 тыс. участников ВНО, ведь с демографической точки зрения год был более удачным.

МОН предоставило для обсуждения проект Закона Украины "О высшем образовании"

http://www.osvita.org.ua

Текст жирным выделен мною. Т”Д

На официальном веб-сайте Министерства образования и науки Украины для обсуждения размещен проект Закона Украины "О высшем образовании" (новая редакция). Об этом сообщает пресс-служба МОН Украины.

Проект подготовлен с целью приведения законодательства Украины в сфере высшего образования к требованиям Болонского процесса, к которому Украина присоединилась в мае 2005 года; создания более благоприятных условий и расширения доступа к получению высшего образования гражданами Украины и реализации нормативно-правовых принципов государственной политики в направлении деятельности высших учебных заведений.

Как отмечено в Письме "Относительно проекта Закона Украины "О высшем образовании", проект новой редакции Закона Украины "О высшем образовании" (новая редакция), по сравнению с действующей, учитывает современные параметры развития высшего образования. В частности, в законопроекте более точно определена сфера действия Закона, в частности, отмечено, что права государственного высшего учебного заведения, предусмотренные данным Законом, которые определяют его автономию, не могут быть ограничены другими законами. Расширение автономии высших учебных заведений определенно как главный принцип государственной политики в отрасли высшего образования. Предусмотрены институционные, академические и финансовые принципы автономии высших учебных заведений.

В Проекте увеличен срок обучения по образовательно-квалификационному уровню магистра до 1,5-2 лет, а в аспирантуре по образовательно-научному уровню доктора философии с трех до четырех лет. Установлен срок обучения в докторантуре по образовательно-научному уровню доктора наук - три года.

Проект определяет типы высших учебных заведений - университет, академия, колледж, профессиональный колледж - и количественные параметры относительно их создания и требования относительно реализации образовательно-профессиональных программ разных уровней. Проектом ликвидированы уровни аккредитации (І-ІV) высших учебных заведений и аккредитация высшего учебного заведения в целом.

Скачать документ в doc-формате с сайта МОН Украины.

Скачать документ в pdf-формате.

понедельник, 1 ноября 2010 г.

Минобразования Украины намерено перенять российский опыт в борьбе с научным плагиатом

Только в нашем случае, наверняка, это будет выглядеть так: дали запрос на проверку диссертации, нашли плагиат, нашли источник, с которого сделан плагиат, автор источника пропадает, автор плагиата становится автором источника. Плагиата нет. А что, разве был какой-то плагиат?! Т”Д

http://www.osvita.org.ua

Министерство образования и науки планирует внедрить в Украине программу "Антиплагиат" для проверки оригинальности научных работ, заявляет министр образования и науки Украины Дмитрий Табачник.

"Мы тоже будем делать программу "Антиплагиат", - сказал он на пресс-конференции в среду в Киеве.

Кроме того, Д.Табачник сообщил: "К концу этого года мы закончим формирование кадрового портала Министерства образования и науки, куда будут четко внесены все люди, которые имеют ученые степени и звания, которые преподают в высших учебных заведениях". По его словам, это поможет обеспечить серьезное отношение преподавателей к преподаванию в ВУЗах.

В свою очередь, министр образования Российской Федерации Андрей Фурсенко поделился опытом России в борьбе с плагиатом научных работ. По его словам, в России уже действует программа "Антиплагиат", которая дает возможность проверить оригинальность работ.

Он также сообщил, что планируется предоставить право ведущим российским ВУЗам выдавать "дипломы не государственные, а свои". "Это значит, что они (ВУЗы - ред.) отвечают за качество дипломов", - отметил министр образования РФ.

Украина и РФ договорились упростить признание дипломов и степеней

http://www.osvita.org.ua

Украина договорилась с Российской Федерацией о расширении сотрудничества в сферах туризма и образования, а также о признании документов об образовании и ученых степенях. Об этом шла речь на встрече министра образования и науки Украины Дмитрия Табачника с министром образования Российской Федерации Андреем Фурсенко.

Встреча министров прошла в рамках заседания подкомитета по вопросам гуманитарного сотрудничества украинско-российской межгосударственной комиссии.

Табачник сообщил, что в ходе заседания стороны договорились о принятии ряда мер по сотрудничеству в сфере туризма, в частности, реализация совместных программ, развитие туристических маршрутов, обмена статистическими материалами, участие в выставках, посвященных туризму, а также программы проведения дней туризма Украины в России и российского туризма в Украине. Кроме того, по его словам, Украина и Россия готовы создать особый режим, чтобы предоставить возможность посещать и активно участвовать в трех спортивных мероприятиях мирового значения: Евро-2012, Олимпиада 2014 года и Универсиада, которая пройдет в 2013 году в Казани (РФ).

По словам Табачника, стороны обсудили сотрудничество в области университетских связей. Он напомнил, что 2011 год объявлен годом образования Украины в РФ, а 2012 – годом российского образования в Украине. Министр также сообщил, что формируется список российских вузов, где пройдут дни украинского образования в РФ. По словам главы Минобразования Украины, точно в этот список войдут университетские центры Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода, Ростова-на-Дону.

Кроме того, украинский министр сообщил, что Россия и Украина намерена создать новую редакцию договора о признании документов об образовании и ученых степеней, поскольку его нынешний вариант устарел и имеет ряд недостатков. "Формально мы признаем друг друга - степень кандидата, доктора наук, - а на самом деле нужно проходить целый ряд очень сложных процедур", - сказал он.

В заседании гуманитарного подкомитета украинско-российской межгосударственной комиссии также приняли участие представители Министерства здравоохранения, Министерства по делам семьи, молодежи и спорта Украины, Минтруда и социальной политики, пенсионного фонда, Министерства культуры и туризма.

Выдвинута инициатива о создании международного агентства по качеству в православном образовании

http://www.bogoslov.ru

27-28 сентября 2010 года в Православной духовной семинарии г. Йоэнсуу (Финляндия) состоялся международный семинар, посвященный вопросам обеспечения качества в православном богословском образовании.

В семинаре приняли участие первый заместитель Председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архимандрит Кирилл (Говорун), директор Православной академии Крита д-р Константин Кенанидис, профессор литургического богословия св-Владимирской семинарии в Нью-Йорке Павел Мейендорф, доцент Хельсинского университета Сеппо Лейсти, преподаватель православного систематического богословия в университете Восточной Финляндии Пекка Метсо и ректор Православной духовной семинарии в Йоэнсуу протоиерей Рауно Пиетаринен, который был организатором семинара.

Целью семинара было обсуждение проекта руководства по обеспечению качества и развития православной семинарии, подготовленного Православной духовной семинарией г. Йоэнсуу. В ходе заседания архимандрит Кирилл презентовал участникам проект новой системы духовного образования, разработанный Учебным комитетом Русской Православной Церкви. Проф. Павел Мейендорф рассказал о системе аккредитации и обеспечения качества богословского образования в св-Владимирской семинарии. Протоиереем Рауно Пиетариненом было представлено руководство по обеспечению качества и развития православной семинарии г. Йоэнсуу.

После этого состоялась дискуссия, в ходе которой архим. Кирилл предложил создать независимое международное агентство по обеспечению качества в православном образовании. Среди задач такого агенства была бы разработка методологий по повышению уровня образования в православных духовных учебных заведениях во всем мире, создание стандартов качества в православном богословском образовании, а также аккредитация высших православных учебных заведений в соответствии с выработанными стандартами. Данное предложение нашло полную поддержку со стороны участников семинара. Было решено создать рабочую группу по организации такого агентства, которая должна провести свою первую встречу в апреле 2011 года в Православной академии Крита.

Участники семинара приняли еще ряд рекомендаций для повышения качества православного богословского образования. В частности, ими была отмечена необходимость разработки и принятия духовными учебными заведениями стратегических планов развития. Успешным примером этого является стратегический план развития св-Владимирской семинарии. Участники семинара согласились, что было бы желательно провести обучающий семинар по разработке стратегических планов для православных духовных учебных заведений. Было отмечено, что в области духовного образования желательным является применение последних знаний в области управления, в том числе управления качеством, так как это позволит оптимизировать работу учебных заведений Церкви. Одновременно, в качестве важнейшего элемента богословского образования было отмечено духовное воспитание студентов. Этот элемент, по рекомендации участников семинара, должен получить достойное место в стандартах качества православного богословского образования.

Участники семинара согласились, что меры по повышению и стандартизации качества в духовном образовании будут способствовать созданию единого пространства православного духовного образования, внутри которого будут облегчены процедуры взаимного признания, процессы обмена студентами, преподавателями, а также методическими и дидактическими ресурсами.

Recommendations of the International Workshop on Quality in Orthodox Theological Education

Joensuu, Finland September 27-28th, 2010

After discussing the specific open questions and ongoing plans in our own countries and in the Orthodox churches in general, and after discussing the Finnish case “Quality manual for teaching and development at the Orthodox Seminary (of Joensuu)”, we would like to state the following:

  1. A high–level, realistic strategic plan covering all aspects of the arranging and provision of education, including a quality control programme / quality accrediting system is an absolute prerequisite for any seminary or faculty having the responsibility of arranging Orthodox theological education. This plan should be revised on a regular basis.
  2. The availability of an accrediting organ having specific know-how and experience of Orthodox theological education is a prerequisite for guaranteeing the quality of a seminary / faculty.
  3. A quality profile in Orthodox theology should be developed as a joint international enterprise using the best available expertise as a model. We strongly recommend that criteria for spiritual formation should be included in this profile.
  4. We find that the Orthodox churches are at different stages concerning the development of quality assurance in their theological education. We recommend that an international agency be created to support those churches which are willing to participate in a quality development programme. That agency should be responsible to the theological institutions concerned.
  5. A case such as the “Quality manual for teaching and development at the Orthodox Seminary (of Joensuu)” creates useful models and material for enhancing the quality of Orthodox theological education at the local level. Such models can solve local problems and exploit local resources following the guidelines of a general quality profile for the Orthodox churches.
  6. There is a need to increase our knowledge of quality assurance and project management. Very powerful models of Total Quality Management are available in the commercial world, but when implementing these we strongly recommend that Orthodox churches employ and develop models which comply with the mission of the church.
  7. We need to learn about the experience of the Association of Theological Schools in the United States and Canada regarding quality and ways of accrediting quality.
  8. We will endeavour to establish a pan-Orthodox quality assurance agency through a joint project arranged by the institutions participating in this workshop. The agency will be based in the Orthodox Academy of Crete and the activity will be directed by Dr Konstantin Kenanidis. A project plan will be available for participants in October and the first workshop will take place at the OAC, Crete, on 5-7th April, 2011. The participants will represent Orthodox theological institutions and experts, with observers from the ATS, the EU / Bologna Process and Catholic theological institutions. The Agency will address the questions raised in these “Recommendations” and similar issues that would be useful with respect to quality assurance in the participating institutions. These ought to include capacities for counselling and accrediting theological institutions and a capacity for developing guidelines and guides for quality assurance.
  9. We feel that many advantages will be achieved by implementing this plan, including the mutual recognition of degrees awarded by theological institutions, a viable exchange programme for students and academic personnel, new professional career choices for Orthodox theologians, closer partnership between the theological institutions and increased unity within Orthodoxy.

Joensuu, 28th September 2010

Very Rev. Archimandrite Cyril Hovorun, Vice-Chairman of the Educational Committee of the Russian Orthodox Church
Dr Konstantinos Kenanidis, Director of the Orthodox Academy of Crete (OAC)
Docent Seppo Leisti (retired), consultant to the Seminary project
Mr Pekka Metso, Lic.Th., Lecturer in Systematic Theology, University of Eastern Finland
Professor Paul Meyendorff, Professor of Liturgical Theology, St. Vladimir’s Orthodox Theological Seminary
Very Rev. Rauno Pietarinen, M. Div., Rector of the Orthodox Seminary, Finland